Белявский Леонид Белявский Леонид Михайлович, кандидат исторических наук, доцент политологии. Более 30 лет выступает со статьями на общественно-политические темы в средствах массовой информации Узбекистана и Америки, . Только в США (после переезда в 1995 году в Даллас штата Техас) за последние 10 лет активной журналистской деятельности им опубликовано 850 статей.


Сен
20
ПОЧЕМУ В УЗБЕКИСТАНЕ ЗАПРЕТИЛИ БИБЛИЮ?

А штраф довольно значительный, он составляет от 200 до 600 минимальных зарплат. Насколько он тяжел для рядового жителя Узбекистана, можно судить хотя бы по тому, что минимальная зарплата составляет 10 долларов в месяц, а заплатить следует от 2 тыс. до 6 тыс. долларов США! Более того, если вышеназваванное «преступление» повторится, то виновные, включая священника, будут лишены свободы сроком от трех до восьми лет. Поводом для возбуждения такого уголовного дела может послужить наличие у верующего не менее двух экземпляров Библии или другой религиозной литературы.

Очевидно, второй экземпляр расценивается властями республики как «хранение с целью распространения». А уж если два и более экземпляров Библии будут обнаружены в автомобиле, то он «как средство распространения запрещенной литературы» подвергается конфискации. Как можно охарактеризовать такие законы, иначе как не драконовские, а общественный строй, позволяющий их принимать, как тоталитарный и ничего общего не имеющий с демократическим устройством?!

Почти одновременно Ташкентский городской суд по гражданским делам по представлению Минюста Узбекистана принял решение о запрещении представительства в республике американской неправительственной организации Crosslink Development international. Чем же представительство этой НПО провинилось перед властями республики? Оказывается, оно обещало добиваться «улучшения качества жизни, как отдельных людей, так и всего общества в целом, посредством оказания прямой гуманитарной помощи». А на самом деле под видом реализации “грантовых проектов” фактически оказывалась финансовая поддержка «Церкви полного евангелия».

Как можно было терпеть такую «крамольную» деятельность, если этой организацией проводилась миссионерская работа среди мусульман и православных, переманивание их в протестанство, если без регистрации в органах власти они открывали свои филиалы? За такую же «провинность» приостановлена деятельность и ряда других НПО. В их числе американский «Center Asian Free Exchange», корейский «Институт азиатской культуры и развития», «Фонд всемирной корейской помощи». А сравнительно недавно из республики было выдворено 14 работников НПО еще одной некоммерческой организации «Партнерство по академическому образованию и развитию». Им предъявляют одно и то же обвинение: переманивание мусульман и православных в протестанство.

Это, по мнению официальных ташкентских властей, нарушает республиканский закон «О свободе совести и религиозных организациях» и представляет общественную опасность. Конечно, это своеобразное представление об общественной опасности, с которым трудно согласиться. Но более поразительно, что подобные заявления делаются в городе, который еще совсем недавно именовался городом дружбы народов. Особенно сложно понять это тем, кто прожил почти всю свою жизнь в Узбекистане. Ведь до выхода республики из состава СССР там господствовала совершенно иная, прямо противоположная социальная атмосфера, на других принципах строились межэтнические отношения.

Ликвидировано было также представительство НПО “ Winrock International”. Основанием для такого решения ташкентского суда явилось, по мнению узбекской Фемиды, несоответствие деятельности американской организации «заявленным уставным задачам». «Несоответствие», оказывается, состоит в том, что было обещано заниматься реализацией программы «Фермер – фермеру», содействовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства, а вместо этого представители НПО в Узбекистане реализовали проект по повышению интегрированной правовой грамотности женщин. Более того, «нарушители» позволили себе проводить различные тренинги и семинары, выделять гранты на реализацию ряда проектов, не имеющих никакого отношения к сельскому хозяйству.

Таких «вольностей» узбекские чиновники допустить не могли. А еще американцы «позволили себе» игнорировать республиканский закон «Об издательской деятельности». Без получения соответствующей лицензии представительство этого НПО издало и распространило среди местных организаций печатные пособия и руководства.
Возможно, в чем-то прав ташкентский эксперт Фонда региональной политики А. Джалилов, заявляя, что все организации, в том числе международные, должны соблюдать законы республики. Но в то же время трудно согласиться с его утверждением о том ,что «некоторые международные неправительственные организации, прикрываясь благородными и бескорыстными целями, на самом деле проводят работу в интересах своих доноров».

Дело, думается, в другом. Ташкент демонстрирует свою «высокую дисциплинированность» перед Кремлем, который выразил негативное отношение к западным НПО, увидя в них вмешательство во внутриполитическую жизнь России. Конечно, будь Россия демократическим государством, она навряд ли бы так реагировала на поддержку Западом демократических процессов, происходящих в странах СНГ. Но сегодня, когда Москва под различными предлогами стремится освободить страны СНГ от американского влияния и присутствия ее вооруженных сил и одновременно подчинить их своему влиянию и держать в орбите своей политики бывшие советские республики, Узбекистан стремится подчеркнуть свою верность и преданность Кремлю. Не пытается ли официальный Ташкент этим компенсировать то время, когда он послушно следовал в фарватере вашингтонской политики? Но, как нередко бывает, он делает это слишком грубо и неуклюже.

825 Просмотров
Комментарии (1)

Один комментарий to “ПОЧЕМУ В УЗБЕКИСТАНЕ ЗАПРЕТИЛИ БИБЛИЮ?”

  1. admin Says:

    Однако решительности в защите своих и нтересов им не занимать.

Написать комментарий