По сообщению Интернет изданий, минфин Израиля в связи с засухой уже официально признал районы Негева зоной бедствия. Арад же, на наш взгляд, впору объявить особым районом бедствия, так как засуха здесь грозит не только газонам и цветникам, но и культурной сфере города.
Зигзаг неудачи
Израиль – страна музейная. По музейности на душу населения мы наверняка впереди планеты всей. Даже в маленьком Араде кроме различных мини расположены четыре огромных музея с площадью экспозиции 700 и более квадратных метров каждый. Но не размеры главное, а их внутреннее наполнение. Здесь же оно просто уникальное даже на мировом уровне.Взять хотя бы Музей стекла. Подобных в мире раз-два и обчелся.
Однако все четыре больших музея оказались под угрозой существования. Финансовое лассо уже накинуто на шею каждого из музеев, и вот-вот петля затянется. А муниципалитет в лице мэра города, считая музеи бизнесом, не стремится найти приемлемое решение для их выживания, и вместе с ними и выживания культуры в Араде.
И вот уже скандал – владельцы четырех арадских музеев, письмом сообщили мэру города о своем бойкоте намеченного ранее торжественного открытия Квартала художников «Рова оманим», на обустройство которого министерство туризма выложило почти пять миллионов шекелей. Вот такой вот зигзаг неудачи в проекте, не так давно считавшимся очень удачным для всех сторон.
Что есьмъ Арад? Провинциальный городок
в провинциальном государстве?
Во времена, когда Израиль был провинцией Османской империи, современного города Арад не было не только на карте, не было и в помине. А когда он в 1962 возник как мираж в пустыне, первопроходцы и их последователи никак уж не связывали будущее Арада с низким профилем и статусом «провинциальный». Город Арад с самого своего начала абсорбировал не только индустриальную интеллигенцию, но и приманивал на жительство массу людей с тонкой душой и творческим запалом, находивших здесь, в окружении пустынь, ауру для занятий изобразительным искусством.
Не ошибусь, если отмечу, что среди жителей небольшого городка наберется сотня не просто мастеров своего дела, а людей достойных звания художник. Это и скульпторы, и живописцы, и керамисты, и мастера малых скульптур из дерева, стекла и металла и …другие деятели бесконечного ряда старинных и современных направлений в изобразительном искусстве. Среди этих людей есть известные не только в Израиле, но и далеко за пределами нашей страны.
А современный город Арад, располагаясь рядом с библейским Тель-Арадом, на туристической карте мира является важным пунктом, так как стоит на пути к Мертвому морю и крепости Массада – объекты, куда стремятся люди со всего мира.
Арадские мудрецы
Несколько лет назад, а точнее в 2004 году, в нашей газете была серия статей, посвященных замечательному городскому проекту «Эшет Лот» (жена Лота). Вот как этот проект начинался. С одной стороны, в Араде мастера изобразительного искусства ютились либо на дому, либо в различных неказистых галереях, частично сконцентрированных в старейшем районе города.
С другой же, как об этом сообщалось в нашей газете, “промышленная зона частью начала приходить в упадок, и пустующие строения, по существу огромные ангары, некоторые из которых площадью более 1000 квадратных метров, стали разрушаться и растаскиваться соседями на «дрова». Чтобы окончательно не потерять свой фонд, владелец этой недвижимости, компания «Промышленные строения» («Мивней таасия»), совместно с муниципалитетом и фирмой экономического развития Арада и округа Тамар запустила в жизнь проект с библейским названием «Эшет Лот».
Суть проекта заключалась в том, что эти частично разграбленные помещения предоставляются в первый год бесплатно (и с освобождением от арноны) в пользование деятелям изобразительного искусства для организации галерей и художественных мастерских. А в дальнейшем аренда помещений должна осуществляться по индивидуальным договорам. При этом восстановление, ремонт и содержание полученных площадей каждый осуществляет за свой счёт. Таким образом, умные дяди и тёти из «Мивней таасия» и муниципалитета смогли убить сразу двух зайцев: спасти своё пропадающее имущество и облагородить промзону”. Ни взять, ни дать – арадские мудрецы.
Вначале было слово
Нетрудно представить, что ремонт помещения такой большой площади с потолками под восемь метров высоты, без окон и дверей, без сантехники и электричества, с ободранными стенами и грудами мусора внутри, словно терриконы, возвышавшиеся на всей площади ангаров, требовал хорошую сотню (а то и гораздо более) тысяч шекелей. Подобный вклад арендаторов соотносился по размеру с арноной и платой за съем, именно поэтому на первое время, по крайней мере, на три года арендаторам было обещано (по большей части на словах) освобождение от этих платежей.
Многие мастера объединились, поделив ангар на приемлемые по карману части, и благополучно интегрировались в благое дело. В то же время супруги Аарони – Алон и Авиталь, а также и Доррит Якоби сняли для своих галерей по целому ангару, создав в них оригинальные музейные экспозиции, а Гидеон Фрайдман, заняв самые большие площади, создал в Араде уникальный музей стекла. Последними в эту компанию в 2006 году втянули супругов Мири Лейбович и Эдди Шрустера с проектом Музей кукол.
К сожалению, как отмечает Эдди, многие договоренности (а по арноне, прежде всего) остались на словах, поскольку бывший мэр города Моти Бриль неизменно выдвигал «мощный» аргумент, что они имеют дело с мэром, а не с дворником. Поэтому его слов вполне достаточно, для того чтобы считать их хотя и устным, но легитимным договором. И футболя мэтров изобразительного искусства по разным кабинетам муниципалитета, Бриль соответствующие документы не подписывал.
Не только Обама
Но, тем не менее, дело пошло, и музеи поднялись. Договоренность при этом предусматривала, что хозяева музея оплачивают только ту часть площади, которая отводилась в качестве магазина для продажи изделий мастеров, а зал с экспозицией как хранилище коллекции освобождался от арноны. Однако «сказка» не стала былью. Мэра уволили, как несостоявшегося администратора – любителя, и вместо него назначили профессионала Гидеона Бар Лева.Сегодня не только Обама не признает словесные договоренности Израиля с Бушем, новый мэр Арада также не признает устные договоренности с Моти Брилем.
По его мнению, эти договоренности противоречат законам, поскольку решение об освобождении от арноны может принимать исключительно МВД, генеральным директором которого он в те времена и работал.
Не имея по этому поводу сантиментов, Бар Лев инициировал процедуру взыскания арноны ретроактивно, о чем владельцы музеев и галерей получили письменное уведомление. Если эту «ретроактивность» перевести в шекели, то каждый из них должен выплатить в счет арноны за несколько лет пару сотен тысяч, а это прямая дорога к банкротству! В Израиле на законных основаниях можно не платить арнону только за «Бейт нехот», помещения, в которых хранят коллекции не предназначенные на продажу. Однако Бар Лев не видит арадские музеи в «Рова оманим» как соответствующие этому статусу.
Вот что говорит по этому поводу Тали Плосков, бывший заместитель Моти Бриля: «Не может быть и речи искать пути для решения возникшей проблемы, идущие в разрез с законом. У муниципалитета достаточно возможностей, чтобы в интересах города сохранить музеи на взаимовыгодной основе».
При этом Тали считает, что в существовании этих музеев город заинтересован в большей степени, чем кто-либо другой. Министерство туризма выделило для облагораживания территории Квартала художников 4,7 миллиона шекелей, обусловив, что «Мивней таасия» внесет в это дело свою долю и обустроит бизнесы, окружающие музеи.
Сегодня многое уже сделано (внешние стены строений покрыты краской, выложены пешеходные дорожки на подступах к музеям), вот только Музей кукол при этом остался, словно пасынок в обтрепанной одежде – работы вокруг него приостановились, так как строительный механизм случайно задел и повредил стену. Сейчас выясняют, за чей счет чинить неожиданное увечье.
Несуразностей в освоении отпущенных миллионов предостаточно. Амфитеатр для проведения встреч сделан таким образом, что технически невозможно его использовать по назначению – сидячие места имеют высоту в один кирпич, а деньги уже кончились. Даже наклонная дорожка для инвалидов-колясочников, ведущая к входу в Музей кукол, почему-то заканчивается бетонным порогом – не успели срубить. Тали Плосков эту тему подняла в министерстве туризма, и там обещали проверить правильность использования выделенных средств и решить, как еще можно поддержать этот проект.
Искусство требует жертв, а культура – пожертвований
Нет сомнений, что нынешний мэр разбирается в законах куда как лучше, чем предыдущий, и действует он как опытный администратор. С юридической точки зрения, возникшая проблема не проста, и решить ее без изменения закона невозможно. Но проблема «Рова оманим» – это тот случай, когда от чиновника требуется творческое решение. А для этого недостаточно одних способностей и просто доброй воли, необходимо нечто другое – душевно-сердечное.
Однако если ты чужд городу и сердце не болит о его будущем, то на этой теме можно поставить жирную точку или просто крест, бросив на произвол судьбы «истекающую кровью» культуру в городе Араде. Ведь в отличие от искусства, требующего, как известно, жертв, культура требует пожертвований!
Намеченный бойкот в данном случае – это не попытка оказать давление со стороны четырех музеев, а скорее дело чести в ответ на наплевательство и безучастность со стороны муниципалитета. Так что торжественное открытие Квартала художников «Рова оманим» без больших музеев может оказаться обескровленным подобно засухе, обезводившей в этом году землю Израиля!
Город обязан найти решение возникшей проблемы и поддержать музеи не просто как уникальные, а как единственно аттрактивные объекты, способные привлечь в Арад туристов и наполнить свежей кровью усыхающий организм этого достойного города!
Григорий Нисенбойм
Фото автора
Еще о музеях Арада
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 818 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 471 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 075 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 734 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views
11 июля, 2009 at 13:22
Гриша, Вы правильно написали!
Проблема Квартала Художников существует давно. В принципе, наверно, обнаружилась она через год после создания.
В культурном плане наш благоустроенный и ухоженный город. к сожалению, уже давно в ряде случаев представляет болото. Слишком много замешано на деньгах. Но в то же время я не совсем согласен с “Искусство требует жертв, а культура – пожертвований”. Культура зачастую МОЖЕТ и ДОЛЖНА прокормить себя сама, да ещё и город покормить, но в то же время, действительно, требует просто человеческого отношения со стороны властей и, как производная такого отношения, нетривиальных решений.
11 июля, 2009 at 14:31
Алекс, спасибо за внимание к этой теме.
Однако необходимо отметить, что твой вывод по поводу понятия «культуры», которая может зарабатывать, несколько вульгарен. Не пугайся этого сравнения – оно не эмоциональное, а научное. Ведь Культура, прежде всего, – это общественное явление. Вот несколько цитат по определению этого термина.
«Впервые объяснил термин “культура” Эд Тайлор (1871 г.) : “Культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”.
С 20 века начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности – в том, что сама культура неравномерна, многогранна.
Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой жизни и деятельности, то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека.
С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности».
Надеюсь, теперь ты примешь мою позицию: система под названием Культура для продвижения требует смазки и горючего, т. е. денег (по большей части пожертвований).
Автор.
12 июля, 2009 at 14:53
Вы правы.
Дело в том что под стовом “Культура” я имел в виду деятелей культуры, как то? художники, скульпторы, артисты.
12 июля, 2009 at 15:30
Про деятелей культуры это замечание верно. Только вот есть одна проблема. Многие из них и даже очень достойные по мастерству не обладают способностями к продаже своего труда.
Это так же как и артисты – без импрессарио останутся дома, а работу получит другой. И не всегда лучший, но в тоже время распиаренный. Мы живем в век пиара и реклам, которые стоят много денег. Стоп. Круг замкнулся потому, что мы снова пришли к деньгам. Многие мастера могут отлично работать, но зарабатывать могут только единицы. Каждый должен делать свое дело, на которое нужно иметь время. Художник – рисовать, а менеджер управлять продажами. Ведь сбыт в наше время это тоже искусство, а специалистов мало. Так что не побоюсь показаться занудой и повторю –
без пожертвований (дотаций или как угодно это можно называть) – ни туды , ни сюды!
12 июля, 2009 at 17:07
В прошлом году мы в составе большой группы посетили музеи Арада. Мы не ожидали и не знали, что в Араде есть такие интересные музеи. Музей стекла, созданный энтузиастами, нас всех поразил. Очень всем понравился и музей кукол. Мастера- создатели кукол являются и скульпторами и кутюрье одновременно, работающие на самом высоком международном уровне. Отношение муниципалитета Арада к творцам характерно для израильских чиновников не только в Араде. Вся история искусства связана с именами меценатов , жертвователей и просвещённых правителей. Художник беззащитен в обществе, потому -что он живёт другими рецепторами. Он нуждается в помощи и в поддержке. Но вклад в искусство и в творчество- это вклад на будущее. Все эти миллионы туристов едут в Барселону, чтобы увидеть Гауди и в Париж, чтобы увидеть Мону Лизу. Подход наших власть придержащих к искусству приводит к тому, что наше дикое население разбивает мозаики на общественных зданиях и спиливает бронзовые скульптуры, чтобы выгодно продат их на металлолом. Гриша, честь и хвала Вам, что Вы поднимаете эти вопросы.