Мы все еще хорошо помним, что кухня в той жизни была не только местом для приготовления пищи из продуктов, но и пищи для души в виде дискуссий, которые были невозможны в публичных местах. Этакий политический интим, где можно было открыто критиковать власть и ее предержащих. Подобное порождение тоталитаризма рухнуло в одночасье с появлением в Интернете социальных сетей. Сегодня аудитория тематических «кухонь» охватывает и объединяет по интересам миллионы людей. Тем не менее за бортом этого явления по-прежнему достаточно много людей, читающих преимущественно бумажную прессу, мнение которых может быть присовокуплено к решениям тех или иных протестных задач. Такой задачей для жителей города Арад уже давно является угроза добычи фосфатов открытым способом в районе, прилегающем к окраине города. На самом деле угрозой, и не одной, являются последствия такого эффективного с экономической точки зрения способа обогащения частных лиц и казны за счет налоговых поступлений.
Кондуктор, нажми на тормоза
Тот, кто следит за развитием этого процесса, знает, что в году где-то 2008 уже было заключение комиссии Минздрава, гласящее, что если на участке под названием «Сдэ Барир» будет действовать открытый карьер, то это принесет среди прочего несколько дополнительных смертей в год среди жителей города и резкий скачок онкологических заболеваний. Но, как ни странно, надежды жителей Арада на то, что после такого грозного предупреждения, в этом деле наконец-то будет поставлена точка, и сегодня остаются, увы (!), все теми же надеждами, поскольку попытки запустить проект Сде Барир не прекращаются. В сложившейся ситуации, когда государственные службы, несмотря на подобные профессиональные заключения, под нажимом «да» – лоббистов не могут нащупать тормоза для завершения процесса, палки в колеса проекта Сде Барир ставят активисты ассоциации “Хотим жить без карьера”, взяв на себя функции оказавшегося парализованным кондуктора.
Руководят этим движением основатели одноименной амуты господа Яков Лакси- председатель, доктор Сарит Окед и Това Бен Цви – ответственная за мобилизацию общественности.
Это они распространяют информацию о вредности проекта, издают листовки, подают иски в БАГАЦ, устраивают протестные собрания жителей города и в качестве современных возможностей активно используют Интернет.
Создан сайт с ясным именем www.nobarir.com, где отражаются все данные мониторинга текущей ситуации. Сайт, к слову сказать, очень ярко и атрактивно оформленный действует уже не один год. Кроме этого на страницах в facebook развернута дискуссия по отслеживанию изменений в сложившейся ситуации.
Финт для отвода глаз
Не так давно мне довелось обсуждать с руководством амуты последнее ведомственное решение о том, что до принятия конкретного решения о судьбе данного проекта должны быть проведены полевые испытания в схожих условиях с мониторингом окружающей среды на расстоянии в пять километров. Для этого выбрано месторождение Орон с действующим карьером по открытой добыче фосфатов, расположенное в сорока километрах от Сде Барир. Кто не знает, что означает «открытый способ», напомним, что в породе бурят скважины, в которые закладывают взрывчатку; после взрывов породу рыхлят, грузят на большие самосвалы и везут на химическое предприятие для обработки. При этом предусмотрена рекультивация местности, то есть возврат на место отработанной породы. Шум, сотрясение поверхности от взрывной волны, запыление округи и уродование поверхности при этом неизбежны.
А пыль-то при этом не простая, а радиоактивная, с урановой добавкой. Хотя всем понятно, что предстоящее сравнение даст результаты еще более отдаленные от истины, чем проведенное ранее дорогостоящее математическое моделирование на мощных компьютерах. Почему? Судите сами. В месторождении Орон фосфаты залегают на значительно более глубоком уровне от поверхности земли, нежели в Сде Барир. В данном случае на глубине грунтовых вод. А это означает, что порода в Ороне по умолчанию обладает значительной влажностью. Другими словами, этот карьер меньше пылит,и ясное дело на меньшем расстояние.
Взрывные работы сами по себе создают еще одну неприятность, провоцируя неконтролируемый выброс радиоактивного газа родониз-под земли, которого в районе Арада хоть отбавляй. Понимая, что принятое решение дает отсрочку еще на один год, наши радетели «вздохнули» было облегченно. Многие же эмоциональные участники движения «против» даже поздравляли их с очередным успехом. Но не тут то было. Как выяснилось совсем – совсем «вчера», что для испытаний отведен не год, а всего один месяц, после чего появится возможность проводить пробную добычу уже в Сде Барир. Из этого становится понятно, что задуманное – очередной хитрый ход в продвижении проекта.
В самом деле, каким образом в течение месяца можно понять, что будет происходить на протяжении двенадцати, когда имеют место четыре времени года? Ведь атмосферные явления летом не те, что весной и т.п. Однако руководители протестного движения не теряют присутствия духа, потому как понимают, что даже в худшем случае, если будет принято решение допустить пробную добычу в Сде Барир (не менее чем на год), то на получение всех необходимых этому начинанию разрешений с нашей бюрократией можно протянуть еще год. Тем более, ударяя по тормозам, подачей различных судебных исков для пересмотра очередного шага в ряде звеньев целой цепочки в оформлении документов на открытие пробных испытаний.
Тонкий прием
Финт с мониторингом карьера Орон оказался не единственным в арсенале лоббистов проекта Сде Барир. Не находя поддержки среди взрослого населения, они очень тонко осуществляют воздействие на умы молодежи. А именно, подключившись к проекту обучения старшеклассников, проводят лекции о современных технологиях в химическом производстве и устраивают экскурсии на место (так и хочется сказать «лобное»), где внедряют в сознание детей то, что не хотят понять их родители и бабушки с дедушками – «открытый карьер не опасен»! Молодежи нетрудно понять, что на фоне технологических достижений можно добиться много. Что в нашем случае позволит “и волкам быть сытыми, и овцам остаться целыми”. Однако у школьников недостаточно жизненного опыта, чтобы оценить такое явление, как «человеческий фактор». А именно этот фактор зачастую сводит на нет все технологические достижения. Особенно в Израиле!
Общественному протестному движению пока приходится довольствоваться только тем, что благодаря их усилиям неприемлемое для жителей города окончательное решение проблемы регулярно отодвигается, а у них на время работы очередной комиссии по карьеру Сде Барир появляется возможность подкопить силы для будущей схватки. Вот так, оттягивая время, им, стоящим на страже Родины, пока удается держать оборону в этой войне интересов, ведущейся на истощение уже не одно десятилетие.
Григорий Нисенбойм
Фото автора
Почитать по теме еще
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 818 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 470 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 074 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 733 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views
9 марта, 2012 at 23:29
Интересно заглянуть так лет на 5 вперёд. Будет этот чёртов карьер или нет. Может ставки начать делать? 🙂
10 марта, 2012 at 0:14
Пожалуйста , эту статью в а-Цви. Они должны принять . Моя жена ещё статью одну перевела Эйтана Шакеда , тоже скоро напечатаем . Очень мало русских в Араде знают что происходит на самом деле .
10 марта, 2012 at 0:43
Виктор, смею заметить, что а-Цви коммерческая газета, поэтому ее хозяева никому ничего не должны. Они публикуют исключительно проплаченные статьи. Я даже был знаком с расценками.
Статья с таким количеством слов тянет (по крайней мере так было пару лет назад) шекелей на 600 или более. Ищите спонсоров господа! Либо связи.