(продолжение, начало см. здесь)
По состоянию общественной сферы в 2012-м году Израиль занял 30-е место из 36-ти стран ОЭСР. Рейтинг страны за год упал. Основная причина падения – наличие конфликтов между секторами израильского общества. Израильская система школьного образования не является исключением, в равной мере подтверждает отмеченную особенность сегодняшней действительности. Забегая вперед, отметим, что наличие разных секторов, наблюдаемые конфликты между ними являются первоосновой преграды преобразований в сфере образования и прежде всего – школьного.
На пути требуемых и признаваемых преобразований, оптимизации процесса воспитания наибольшую опасность представляет именно мозаичность израильского общества. В их основе – правильное обучение подрастающего поколения с учетом быстро меняющейся действительности, получение всеми школьниками одинакового объема знаний. Ответственность и забота государства о получении базового образования должны распространяться на всех школьников страны. В условиях современного Израиля реализовать такую задачу, как будет показано ниже, к сожалению, в ближайшем, даже идеальном будущем не представляется возможным. Обратимся к реальности сегодняшнего дня.
Из почти двух миллионов учащихся (2011-2012 учебный год) еврейский сектор охватывает 59% учащихся. Из них 58,1% охвачены государственной системой образования; 18%-государственно-религиозной; 19,5%-другими религиозными учебными заведениями, субсидируемыми государством; 4,3% – школами “Талмуд-Тора”. К религиозной системе образования, субсидируемой государством, относятся так же учебные заведения, в которых учатся ортодоксы в возрасте 17-ти лет.
В целом в религиозной системе образования обучается 42% детей. Обратим внимание, что в Иерусалиме в начальных классах религиозной системы образования в 2001-2002-м учебном году числилось 57,3% таких детей, в 2009-2010-м -64,7 %. Согласно данным ЦСБ Израиля с 2001-го по 2017-й, где система образования харедим вырастет на 91%, в то время как общегосударственная система образования вырастет всего на 2%.
В системе министерства образования имеется сеть еврейских религиозных школ двух типов. В одних занимаются дети из религиозных семей, соблюдающих иудейские традиции, в других – из ортодоксальных семей. Школы второго типа – йешивы – работают по особым специальным программам, где о светском образовании не может быть и речи. Деятельность религиозных школ практически находится вне сферы контроля министерства просвещения.
Около 20-ти тыс. школьников – от начальных школ до колледжей – Восточного Иерусалима занимаются по программам, не утвержденным министерством просвещения Израиля. Обучение в них нередко ведется по палестинским учебникам, а выпускники школ получают аттестат зрелости, заверенный палестинской автономией. А между тем школы Восточного Иерусалима субсидирует государство.
Правильное понимание многосторонней сложной действительности, а, в конечном счете – выработка направлений ее преобразования на благо подрастающего поколения предопределяют необходимость учета специфических особенностей среды, в которой дети растут, познают жизнь, получают знания. У подножия объективных причин неудовлетворенности общества школьным образованием Израиля, помимо иных, находится всемогущее влияние, воздействие на формирование подрастающего поколения религии.
Общеизвестно, что религия, как явление, присуща человеческому обществу на протяжении значительной части истории. Религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части земного шара. Религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, мировоззренческую систему, определяющей умонастроения своих последователей, их жизненные умонастроения, социальное поведение. По данным на 2010-й год более 63% верующих людей на Земле являются приверженцами одной из аврамистических религий. Из числа верующих 43% – христиане, 16% – мусульмане, 5% – иудеи.
Израиль не является религиозным государством, религия не отделена от него, в стране свобода вероисповедания. Характерно, что в Израиле имеются две официальные идеологии – иудаизм и сионизм. Первая – самая древнейшая из существующих религий человечества, национальная религия еврейского народа. Вторая представляет еврейское национальное политическое движение с целью объединения еврейского народа на его исторической родине- Израиле ( Согласно Закона о регистрации населения 1965-го г. в удостоверении личности значились сведения о вероисповедании и национальности.
В 2006-м г. такой порядок был отменен). 44% населения страны считают себя светскими нерелигиозными людьми, 27% – соблюдающими традиции нерелигиозными, 12%-соблюдающими традиции религиозными, 9% – религиозными; 8%- ортодоксально-религиозными. Примерно четверть еврейского населения не относят себя к числу верующих, около 50% соблюдают еврейские традиции. Оставшиеся 25% представляют собой общину ортодоксальных евреев. Из незначительной маргинальной группы ортодоксальная община превратилась в ведущую силу в политике и обществе, диктующая всем свое мировоззрение. Обращает на себя внимание ее непрерывное возрастание.
Если в 80-х годах прошлого столетия харедим составляли 4% населения Израиля, то ныне – уже 10%. Менее чем через 20 лет они составят 20% еврейского населения, а 40% детей будут учиться в йешивах. Сегодня дети харедим составляют 25% числа еврейских детей – вдвое больше, чем 10 лет назад. Если в средней израильской и еврейской семьях имеется 3,3 ребенка, то в ортодоксальной- 7,5 ребенка. В 2010-м г. треть израильских новорожденных появились в семьях харедим.
За первое десятилетие текущего века число учащихся в общеобразовательных школах страны сократилось на 3%, а в системе религиозного образования оно увеличилось на 51%. По данным Института Иерусалима из евреев столицы в 2011-м г. 30% составляли харедим, ультраортодоксальные евреи и 20% датим, верующие. Согласно данным министерства социального обеспечения в Израиле действуют около 90 различных сект, в которых состоят около 100 тысяч человек.
Пугающий подъем и усиление харедизации страны, ортодоксализация общества оказывают серьезное влияние на подрастающее поколение, противостоят стремлению общества к формированию образованной молодежи. Если учесть с какой скоростью растет влияние ортодоксов на израильское общество, увеличение численности учащихся детей в ортодоксальных школах, где не изучаются точные науки, а главным предметом является ТАНАХ, то будущее Израиля уже через 20 лет окажется под угрозой.
Еще в2006-м г. министерство просвещения ввело в перечень обязательно изучаемых дисциплин в религиозных школах, финансируемых государством, математику и английский язык. С требованием министерства ввести в программу базового обучения таких школ предметы, включаемые в аттестат зрелости (математика, английский, компьютерная грамота) согласился и Высший Суд Справедливости. В противовес отмеченному был выдвинут законопроект, согласно которому программа религиозного образования не должна являться прерогативой министерства просвещения. Изучение приведенных дисциплин в религиозных школах стало необязательным.
Вследствие такой специфической системы образования, не ориентируемой на современный высокотехнологичный и наукоемкий рынок, значительная часть молодежи страны лишена возможности получить светское образование. Начиная с 14-ти лет большинство подростков – харедим идут учиться в йешивы, где безусловное предпочтение почти полностью отдается обучению религиозным дисциплинам. Подавляющее большинство ультраортодоксов обречено на безработицу, бедность и зависимость от социальной помощи.
По данным Службы социального страхования 61,3% ортодоксов живут ниже уровня бедности. Они являются самой бедной категорией населения. Как отмечалось, государство содержит религиозную систему образования, включающей так же учебные заведения, в которых учатся ортодоксы свыше 17-ти лет. На нужды религиозных учебных заведений ежегодно направляется более 3 млрд. шек. На ортодоксальные учебные заведения государство тратит огромные средства не только через министерство образования, но и специальные организации-амутот. Часть средств, направляемых на религиозное образование исходя из количества учащихся, расходуется бесконтрольно. В 2008-м г. министерство образования выявило целенаправленные приписки “мертвых душ” в ряде таких школ. Характерно – большинство приписок выявлено в школах общины ортодоксального течения ” Эда харедит”, непризнающего государство Израиль. Однако, специфика ортодоксального образования, по данным Центробанка, обходится стране в 50 млрд. шекелей.
Государство смирилось с отсутствием базового образования в ультраортодоксальном секторе, тратой средств на обучение учащихся, не соответствующее современным требованиям. В отличие от сверстников, занимающихся в государственных школах, к моменту выхода на рынок труда они отстают в своем развитии. Каким бы сложным и противоречивым не было положение в социальной сфере ответственность и забота государства об образовании распространяется на всех детей страны. Современные знания девушкам и юношам, подготовка грамотных специалистов нужны на благо всего государства и народа.
Продолжение 1
Семен Шульман
Доктор экономических наук. Профессор.
г. Ашдод
Почитать по теме ещё
18 комментариев to “РАСХОДЫ НА БЕЗГРАМОТНОСТЬ”
Написать комментарий
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 821 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 471 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 075 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 734 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views
29 декабря, 2013 at 18:58
Факты говорят о другом. Число ортодоксов за 65 лет возросло более чем в 20 раз, а страна только расцвела. Подробно это рассмотрено в моей книге “13 израильских мифов”, которая будет опубликована на сайте “проза.ру”. Искать “лев гринбаум”
29 декабря, 2013 at 20:29
Вы только забыли указать: “вопреки” или “благодаря”
и когда искать?
Спасибо.
30 декабря, 2013 at 8:35
Израиль не просто тратит миллиарды на харедим, он теряет и рабочую силу, и стабильность светского общества, содержащего это безобразие; поощряет безнаказанное безделие, что развращает всё общество.Мы видим, какое сопротивление вызывает закон о службе в ЦАХАЛ…Защищайте нас, кормите, лечите,…а мы вам даже не кивнём “одобрямс”…
7 января, 2014 at 17:33
Уважаемый доктор экономических наук, вы бы хоть уточнили, что говорите только о харедимных школах для мальчиков. Система образования для девочек полностью отвечает требованиям Минпроса, девочки участвуют в конкурсах по математике и пр. и получают призовые места по стране. Моя старшая дочка через год получит диплом программиста, учась в харедимном “семинаре” для девочек. Она выбрала эту профессию, чтобы муж мог спокойно учить Тору и не отвлекаться на заработки.
Не буду спорить, что в глазах светского человека выглядит странным, что заботы о пропитании семьи берут на себя в харедимном секторе женщины, которые и без того загружены, являясь многодетными мамами. Но это из серии “о вкусах не спорят”. Может, “виноват” традиционный характер еврейской женщины:))
А пугать детей харедимным монстром не нужно, лучше спросите себя, почему в светском секторе не усматривается никакой мотивации “плодиться и размножаться”?
7 января, 2014 at 22:46
Я внук раввинов по отцу и мамы.Но уже мой отец,соблюдая религиозные требования,стал шорником.
Он работал шесть дней,в субботу ходил в синагогу.Мама с 13 лет работала,помогая своей маме в
магазине.Родители решили,что их дети получат высшее образование,так и получилось.Религия помогла
нам сохранить язык,пронести через все преграды наши обычаи и традиции.Спасибо ей за это.Но в 21 веке
она стала обузой для государства,она плодит бесполезных людей. Они не имеют навыка к труду,
специальности,не платят налогов,не служат в армии.Такое положение нетерпимо.Обратите внимание на
католиков в Европе и в США.Эта церковь отделена от государства и живет за счет прихожан.Только
в Израиле государство,то есть мы с вами,содержим религию.Надо вводить Конституцию,где ясно,точно
определить положение религии в государстве.Без сомнения нужны синагоги,но не в таком количестве,
нужны раввины( 5 % от религиозных),все остальные обязаны учиться в обычной школе и работать.
8 января, 2014 at 16:27
Ого! Еще как содержим. Ведь зарплата главных раввинов городов, даже если это городок/городишко на несколько тыс.жителей почти такая же как и у мэров!
8 января, 2014 at 18:10
Хотелось бы, чтобы госпожа Шушана и другие добрые люди придерживающиеся ее взглядов, понимали, что ее дочка должна зарабатывать не только на свою семью и мужа-вундеркинда, но и на содержание армии, полиции, медицины, на зарплаты главным раввинам и прочих атрибутов нашего государства. Вот только бы не надорваться, “не приведи господи!” Вот и получается, что благополучие ее семьи с мужем-тунеядцем, фактически оплачивают мои сыновья, с которых дерут налоги 30-40 %, а у них ведь тоже есть жены и дети. Постыдились бы Вы с Вашей храброй и достойной дщерью такого вот расклада. Мои слова прошу не считать за обиду. Возможно Вы не задумывались над тем, что не только мои сыновья, но и другие сыны нашего государства несут незаслуженное бремя.
8 января, 2014 at 22:35
Почему Вы считаете, что 30-40% от зарплаты Ваших сыновей – это больше, чем 30-40% от зарплаты (пока будущей:)) моих дочерей? Разве налоги уменьшаются в обратной пропорции от длины юбки? Программист – он и в (Африке) харедимном секторе программист. Харедимные программисты никаких налоговых скидок от государства не получают (если не считать мизерных “никудот” на количество детей, которые могут получать и Ваши сыновья, если захотят…)
А жены Ваших сыновей тоже платят 30-40% налогов? А сколько будущих налогоплательщиков их семьи дали государству? Про своих детей пока этого сказать не могу, из них еще никто не женат, но лично я уже дала 8 (дочерей:)))
Теперь про бездельников и тунеядцев. Вы будете смеяться, но мой муж тоже программист, и после утренней учебы в “колеле” (ешиве для женатых) он отрабатывает полный рабочий день. В его группе, кажется, 5 человек, из них двое харедим. Сосед по лестничной клетке учится в ешиве полный день и имеет собственный бизнес.
Остальных нынешних соседей я не знаю, недавно переехали, а на прошлой квартире из шести семей двое папаш были учителями, один – бизнесменом, один – электриком (пятая семья были пенсионерами, шестая – мы). Все харедим.
Есть, конечно, и такие, которые принципиально не работают. Но их гораздо меньше, чем кажется светским (которых, по моему убеждению, специально настраивает так пресса, подчиненная истеблишменту, чтобы отвлечь внимание общественности от реальных проблем управления страной в сторону воображаемых химер, стравить разные слои общества по принципу “разделяй и властвуй”).
Вот, пожалуйста, актуальный пример – призыв харедим в армию. Добились, лишили ешиботников академической отсрочки и разослали повестки. Парни пришли, отметились, им сказали: “Пока идите домой, вас вызовут, когда понадобитесь”. И не вызывают! Понимаете, не нужны армии десятки тысяч людей, для которых идеология важнее политических приказов, которые не пойдут разрушать еврейские поселения и сдавать доверенное им оружие террористам.
А по поводу зарплат раввинам я с Вами абсолютно согласна. Если общине нужен раввин на ставке, то она же (религиозная община) и должна его содержать, а государство тут совершенно ни при чем. Не говоря уже о том, что по закону Торы идеология (знание Торы) не должна быть ни в коем случае источником заработка. Как сказано в Пиркей Авот: “Не делай из Торы заступ, чтобы копать им”
8 января, 2014 at 23:09
Судя по тексту – Вы достойный человек, Шошана.
Однако я в своем коменте откликнулся лишь на то, что Вы сказали, что Ваша дочь выбрала судьбу, в которой она будет обеспечивать семью, чтобы ее супруг мог учить Тору не отвлекаясь на заработки.
Без теологической дискуссии нам трудно понять друг друга, да возможно это и не надо.
Я восхищаюсь решительностью Вашей дочери строить семью, заранее взяв на себя всю нагрузку. Это ее выбор и хочу надеяться, что она счастлива. Насчет 30-40% проверьте по налоговой сетке сколько это. И я желаю вашим детям зарабатывать столько, чтобы вносить свою долю в государственный бюджет в таком размере. Я прекрасно осведомлен, что многие религиозные люди успешно сочетают работу с учебой. В светской среде после школы люди учатся еще 3-и – 6-ть лет для получения специальности, а потом все работают, если позволяет здоровье.
У меня нет под рукой статистики, но думаю то, что Ваше окружение, где все мужчины, учащиеся ешив и колелей, работающие – это скорее исключение. В любом случае мне импонирует дискуссия с таким человеком как Вы. Второй Ваш комментарий показал, что я ошибся в своем предположении. Тем не менее я исхожу из того, что теократический Израиль не жизнеспособен.
9 января, 2014 at 14:16
Спасибо:))
Вы правы в том, что харедимное общество неоднородно. Например, среди хасидов (которых, как мне кажется, в Араде большинство из харедим), гораздо больше принято не работать. Но зато среди них много бизнесменов. Идея о том, что многодетная семья может жить на одну зарплату, это скорее миф, большинство мужчин работают или содержат бизнес – некоторые часть дня, некоторые только после рождения 4-5 ребенка, или когда подходит время копить на свадьбы. Мой муж пошел работать на полную ставку после рождения 3-го ребенка, когда стало не хватать моей зарплаты, до этого учился целый день.
Есть некоторая проблема с получением профессии, потому что парни не имеют багрут. Но есть полно профессий, не требующих багрут (например, в харедимной системе школ и детских садов учителю достаточно “внутреннего” диплома системы; причем, по впечатлению моих старших дочек, которые сдают экзамены обоих видов, экзамены на багрут гораздо легче, чем на “внутренний” аттестат)
Некоторые молодые люди занимаются с частными учителями параллельно учебе в ешиве и сдают экзамены экстерном – скажем, через Открытый университет. Но это не массовое явление, это очень тяжело физически. В ешиве тоже большая нагрузка.
Есть специальные учебные заведения университетского типа для парней, которые сочетают изучение Торы до обеда и изучение специальности после обеда, дают степень бакалавра. Мой муж закончил такой институт – “Махон Лев” в Иерусалиме. Таких институтов десятки, в том числе заочных, вечерних и пр.
Сейчас стали появляться такого типа учебные заведения для старших школьников. Думаю, что это тенденция.
Не совсем поняла, что Вы называете “теократический”. В буквальном переводе – это власть Бога. Но Вы, видимо, имеете в виду власть “слуг Божьих” – пардон, это совсем не одно и то же. Современный религиозный истеблишмент точно так же далек от народа и от настоящей “власти Бога”, как и левый политический истеблишмент. Более того, они неплохо друг с другом ладят:))) Именно это причина всех тех пугающих Вас моментов (кроме размножения:))), которые Вы упоминали в статье. Харедимное гетто и поголовную учебу в ешивах создало светское израильское правительство. Оно было заинтересовано в том, чтобы создать самой идеологичной части общества имидж маргиналов, чтобы не мешали завоевывать еврейские мозги новой идеологией.
Расскажу один исторический факт, которого Вы, наверное, не знаете. В свое время Бен-Гурион обратился к тогдашнему лидеру харедим Хазон-Ишу (р. Авраам-Ишаягу Карелиц) с вопросом, согласен ли он, чтобы харедим служили в армии. Хазон-Иш ответил, что если в армии будет достаточный уровень кашрута и солдат НЕ БУДУТ ЗАСТАВЛЯТЬ ДЕЛАТЬ ВЕЩИ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ТОРЕ, то с его стороны не будет никаких возражений. Бен-Гурион подумал… и распорядился выдавать всем ешиботникам бессрочное освобождение от армии. (Примечание: защита Отечества и уничтожение врагов не есть вещи, противоречащие Торе; ради этого можно нарушать субботу и пр. Солдат, находящийся на территории врага и не имеющий доступа к кошерному провианту имеет право по Торе есть свинину и что угодно, и т.п.)
Так что “теократия” в Вашем смысле – это современный светский Израиль. И ничего общего с еврейским государством по законам Торы, которое когда-нибудь возникнет с Божьей помощью.
9 января, 2014 at 16:35
Нет слов! Таких аргументированных комментариев, да еще и красивым языком, давно не видел.
Вы, наверное, учительствуете, в хорошем смысле этого слова.
Именно так должны разбиваться стереотипы, которые, увы (!) правят бал во всем мире и в еврейском тоже. Я не подвергаю сомнению ни одно из Ваших слов, однако отношу это к приятным исключениям из массы. Глядя на современных вождей от иудаизма, я воспринимаю религию не как духовность, а как нишу для бизнеса на душах паствы. И именно поэтому религиозные авторитеты присосались к политике.
И именно это и разрушает взаимопонимание между общинами нашего маленького государства.
Каждый человек волен верить или не верить, изучать то или иное, но кормить себя и своих детей должен сам, а не за счет других. Поэтом в противовес Вашему заключению, я говорю: не приведи господь к государству с жизнью по Торе! Извините, если звучит грубо.
9 января, 2014 at 17:40
Как нас учил Михаил Сергеевич Горбачев, надо начинать перестойку с себя. Вы хотите полностью подчинить религиозные школы Минпросу. А Вы знаете, что происходит в обычных государственных школах, которые ему уже подчиняются? Там уровень обучения падает из года в год, об этом все знают. Когда израильские школьники проигрывают на международных математических олимпиадах (которые раньше выигрывали) – это не дети харедим, которые (якобы) не учат ничего, кроме Танаха. Это обычные израильские дети, из гос. школ. Скажите, это результат влияния ортодоксов на израильское общество?
Почему наш Минпрос борется с действительно хорошими школами, типа школы “Гордон”? Их харедим науськивают, да?
В обычных, государственных, школах процветают насилие и наркотики. Даже изнасилования девочек своими одноклассниками – нередкое явление. Это ортодоксализация общества оказывает серьезное влияние на подрастающее поколение? Девушки из харедимных семей и слова то такого не знают – “изнасилование”, и искренне не понимают, почему родители не советуют им гулять вечерами по районам со светским или смешанным населением. В этой области Вам тоже не терпится бороться с безграмотностью той части населения, которая растет с пугающей Вас скоростью?
Скажу Вам по секрету – галаха (еврейский закон) обязывает родителей заботиться об общем образовании детей и о том, чтобы они получали специальность. Но современное израильское общество выглядит так отвратительно, а идея интегрироваться в нем – так ужасна, что харедим предпочитают идти на определенное нарушение галахи и запираться в иешивах.
Не хотят харедим растворяться в израильском “плавильном котле”, уж извините. А Вы, профессор? Вам, если не секрет, удалось Вашим детям и внукам передать хоть какие-то жизненные ценности, или они стали обычными израильтянами, которых в этой жизни ничего, кроме тележвачки, не интересует?
А если одной из Ваших жизненных ценностей все же является интеграция харедим в израильское общество, опубликуйте, пожалуйста, в Вашей газете призыв к женщинам одеться! А то, когда я иду по улице Вашего города, у меня такое ощущение, что я читаю порнографический журнал.
9 января, 2014 at 18:24
Ну, вот дискуссия свернула на обычную колею. Сразу стало скучно.
Ведь на каждую упомянутую Вами девочку-школьницу я могу предъявить мальчика из религиозного сектора, вкусившего не меньше от сексуальных домогательств наставников. Так что ля-ля не надо.
А если Ваш глаз раздражают женщины на улице, то могу посоветовать чаще разряжаться дома, тогда и на улице все будет гармонично. Ведь бог создал женщину обнаженной, а не в наряде а-ля мама-талибан (бр-ррр). Каждый человек родился свободным и в праве одеваться по погоде, а не по прихоти комиссаров от политики или религии.
9 января, 2014 at 21:05
“я могу предъявить мальчика из религиозного сектора, вкусившего не меньше от сексуальных домогательств наставников”
Нет, не сможете. Нет такого явления, есть истерия, раздуваемая прессой на пустом месте (типа того, как в середине 90-х израильтян пугали “русской мафией”).
Я, впрочем, не претендую на то, что у харедим нет недостатков. Каждая группа людей, которая хочет сохраниться (страна, община, народ…) должна себя защищать. Харедим тоже пытаются защищать, а поскольку они хотят обойтись без оружия, единственный для них способ – это отгородиться и спрятаться. Проблема заключается в том, что у харедим так много ресурсов уходит на самосохранение, что ни на что другое их уже не остается. И это плохо. Вы думаете, что Всевышний создавал еврейский народ только для того, чтобы он был и продолжал оставаться?
В Торе написано, зачем нужен народ Израиля, но на это мало кто обращает внимания.
9 января, 2014 at 21:31
В сравнительном анализе как Вашем, так и в моем мы опираемся на сведения из газет.
Уверяю Вас, что про девочек СМИ раздувают не меньше и не больше чем про ваших мальчиков. Однако безусловно есть точные данные по открытым судебным делам и их решениям. Нет смысла в этом копаться. Предлагаю ничью.
Страшно читать, что мы должны друг от друга прятаться. Это большая беда для Израиля. Ведь в других цивилизованных странах нет этого.
НЕТ, потому что религия отделена от государства.
10 января, 2014 at 17:03
Мужчины, не ругайтесь:)))
Я, как Вы правильно подметили, когда-то была учительницей, но теперь я бизнес-вумен (после энного количества детей стало трудно работать вне дома). И когда меня спрашивают, как должен выглядеть иудаизм и еврейский народ, я люблю приводить аллегорию из сферы бизнеса.
Представьте себе компанию, которая производит какой-то продукт и выводит его на рынок. Есть продукт, которым нужно завоевать рынок, и есть инструкция – правила поведения дистрибьюторов.
Еврейский народ – это “фирма”, созданная Всевышним для распространения “продукта” – идеи монотеизма. Заповеди – это правила поведения дистрибьюторов. Сами по себе, в отрыве от их цели, они имеют ценность весьма сомнительную.
А теперь представьте себе, что дистрибьюторы фирмы вдруг забыли, что именно они должны продавать, и стали продвигать вместо товара свой собственный брэнд – мол, мы имеем самостоятельную ценность, цели босса нам неинтересны. Они наплевали на инструкции босса и стали делать то, что им вздумается. Долго ли они задержатся на работе?
И другая ситуация: группа дистрибьюторов возвела в ранг высшей ценности полученную инструкцию поведения. Они скрупулезно следуют инструкции, но не видят за ней конечной цели – распространения продукта. Будут ли их действия эффективны, будет ли доволен босс? Вряд ли.
Государство с жизнью по Торе сможет возникнуть тогда, когда евреи поймут, зачем они существуют 3,5 тысячи лет вопреки всем социологическим законам. Когда они примут свою миссию и согласятся, что боссу лучше известно, как выполнить ее наилучшим образом. И тогда, могу Вам обещать, не будет человека, который испугался бы создания такого государства.
А пока мы можем только изучать и вникать в подробности. В свободное от работы и воспитания детей время:)))
27 января, 2016 at 18:28
В свое время прожил в Израиле 6 лет абсолютно светским человеком. Но потом вернулся в Москву. И вот совсем недавно опять уже приезжал в Израиль, но уже учиться в ешиву. Мне повезло, я попал в одну из лучших ортодоксальных ешив, где училось порядка 400 ребят.
До этого я успел получить высшее образование, написать диссертацию и опубликовать несколько статей в Москве. Тема моей диссертации как раз касалась Израиля.
Человек который чуть-чуть копнет в причинах ненависти светских к религиозным в Израиле, поймет, что это целеноправленная политика государства, которая из года в год лишь набирает обороты. Простыми словами – это антирелигиозная пропаганда. Которая как часто бывает, далеко не всегда правдоподобна.
Я не хочу никого обидеть, но очень часто по телевидению, в газетах светскому населению специально прививают ненависть и промывают мозги. Я не хочу сейчас вдаваться в подробности, в причинах и тд. Хотел лишь сказать, что мы один народ, неделимый, у нас и так много врагов. Не надо их еще искать среди своих.
В ешиве где я учился, у каждого из ребят в семье работали и очень тяжело. В основном это женщины, у которых имелось светское образование. А после 3-5 ребенка в семье часто начинали работать и мужчины. Мужчины конечно чаще оставались работать в религиозным секторе – учителями, сойферами и тд. Сейчас очень многие парни начинают получать высшее образование, т.к. Появляются для этого подходящие места, для религиозных.
Религиозный мир очень гибкий и он умеет подстраиваться под окружающую действительность. Сейчас все меняется. Медленно, но к этому идет. Харедим начинают осваивать новые для себя просторы в бизнесе, науке, и других сферах в чем их принято считать отсталыми. Я думаю не стоит переживать за будущее Израиля и считать, что мы вернемся в каменный век. Израильские государство по Торе – это не означает быть не технологический и не современным)) просто харедимн прежде, чем сделать какой-то шаг, оценивают не повлияет ли он на соблюдение законов Торы.
Всем добра)
29 января, 2016 at 21:30
Шломо, приветствую Ваше рассудительное отношение к полемике изложенное без нерва в очень спокойной манере.
Однако Ваш вывод что:
“Сейчас все меняется. Медленно, но к этому идет. Харедим начинают осваивать новые для себя просторы в бизнесе, науке,…” на фоне отмены закона об обязательном изучении математики и английского происшедшей буквально в эти дни под давлением харедимных фракций, выглядят более чем спорно.
Вы, Шломо, к счастью для народа, не один такой правильный и праведный, я имею ввиду тех, кто сначала получил нормальное образование, познакомился с окружающей средой и после этого сознательно выбрал для себя веру и иной образ жизни. Обратите внимание на ключевое слово СОЗНАТЕЛЬНО!
А ведь основная масса харедим зомбировано от рождения и в отличие от Вас не может сделать выбор, так же как не может отказаться от обрезания. Религия в Израиле это мощная политическая сила, поэтому боссам от религии необходимо держать паству в рамках (не знать ни спорта, ни искусств, ни наук – читать всю жизнь одну книгу и комментарии к ней), дабы легко было б управлять этой массой!
Разве не позор для народа, в котором мужчины – альфонсы живут на иждивении жен. А ведь Тора запрещает тунеядствовать, прикрываясь ее изучением. ВЫ грамотный человек и лучше меня, думаю, знаете о всех недостатках в религиозной среде, поэтому не стоит пенять СМИ за разжигание ненависти. Источник недовольства светского населения очевиден, а то, что некоторых захлестывает при этом, то в семье не без урода.