автор: Шошана Бродская
В последнее время СМИ активно обсуждают законопроект, поданный еще летом прошлого года, направленный против “деструктивных сект”. Утверждается, что на сегодняшний день на территории Израиля действует около 90 различных сект, и их количество неуклонно растет. При этом власти, столкнувшись с сектой, не обладают как правило никакими юридическими инструментами, чтобы прекратить деятельность секты, наказать ее организаторов и оказать необходимую помощь (социальную и не только) ее жертвам.
Интересно отметить, что большинство членов сект – люди с высшим образованием, выросшие в благополучных, “нормативных” семьях. Что толкает их в секту? Можно предположить, что главными факторами являются глубокая внутренняя духовная работа, неприятие действительности, в которой в реальности находится человек, и бегство от этой действительности. В некоторых случаях – просто поиск правды или лучшей жизни.
При всем разнообразии сект, между ними много общего. Во многих сектах отмечается таинственность и ритуальность, специфика одежды и внешнего вида, жизнь коммуной или замкнутой общиной, разрушение семьи (это выражается и в разрыве связей с биологической семьей, и в ненормативных семейных отношениях внутри группы), вера в сверхъестественные способности или великое предназначение (как правило, и то, и другое) лидера секты, его тоталитарная власть, глобальные обещания и заверения участников в их “великой миссии” и в том, что участие в группе принесет им невероятное благо.
Законопроект, предложенный группой депутатов, решает главную задачу правоохранительных органов в их борьбе с сектами – дает возможность наказать (тюремным заключением на 10 лет) главу секты даже в случае, когда за ним лично не числится никаких доказанных уголовных преступлений (которые, если они имеются, как правило, совершаются его помощниками или рядовыми членами секты), и таким образом во многих случаях разрушить секту, держащуюся только на тоталитарной власти лидера. Кроме этого, законопроект позволяет конфисковать имущество секты и ее лидера, ограничить деятельность членов секты, объявив их требующими опекунства (т. е. фактически недееспособными) и пр.
При всей актуальности, законопроект о сектах представляется недоработанным и даже потенциально опасным. Судите сами.
Манипуляции сознанием
Одним из центральных аспектов определения секты, как оно дается в законопроекте, является осуществляемая лидером или управляющей группой секты манипуляция сознанием членов этой группы. Людям внушаются определенные идеи, ради которых они становятся готовы изменить свое поведение. Распространено мнение, что лидеры сект пользуются для достижения своих целей гипнотическими техниками, но это доказано косвенно лишь в очень малом проценте случаев (собственно, такое обвинение вообще практически не доказуемо), а харизматичность и влиятельность – это не “статья”.
Таким образом, любая группа, в которой осуществляется манипуляция сознанием членов группы, потенциально подходит под определение секты. Но помилуйте, манипуляцией сознанием кто только в наше время не занимается! Включите телевизор, послушайте радио.
Самый крупный манипулятор сознанием в современном мире – это государство, особенно если у него есть собственные СМИ. К тому же, граждане государства – несомненно “члены группы”, имеющие харизматичного лидера и команду его помощников, содержащие “совместное хозяйство”, уплачивая ради этого грабительские налоги. Для полного определения секты не хватает только одного: преступного компонента деятельности.
Но стоит взглянуть на отчеты госконтролера, на стопки полицейских “дел”, заведенных на чиновников верхних эшелонов власти, на коррупционные скандалы и пр. – и пазл сложился. Самая настоящая деструктивная секта. Каждому гражданину – по опекуну!
Самый опасный манипулятор сознанием – это рекламные агенства. Причем уж они-то действительно пользуются на научной основе самыми современными техниками психо-воздействия, как правило с преступной целью вымогательства денег (а как иначе определить провоцирование человека на расходы, которые минуту назад не приходили ему в голову?). Есть виды рекламы, на воздействие которых человек косвенно дает свое согласие, включая, например, телевизор или заходя на определенный сайт (чем не группа?), а есть и такие, которые манипулируют сознанием жертв даже без косвенного согласия последних (уличная реклама, например).
Самый активный манипулятор сознанием – это система образования, школы. Самый авторитарный манипулятор сознанием – это родители несовершеннолетних детей. Самый радикальный манипулятор сознанием – это идеология, в том числе религия. Самый властный манипулятор сознанием – это армия.
Ну и что на фоне этого остается на долю какого-нибудь мелкого “секс-гуру” или каббалиста, с трудом собравшего вокруг себя несколько десятков человек?..
Свобода идеологии и вероисповедания
Одна из базовых ценностей демократии – это “свобода совести”, то есть, свобода идеологии и вероисповедания. Человек в демократическом обществе имеет полное право верить во все, что захочет, в том числе – в то, что он или его группа спасают человечество, или представляют идеальную семью, и т. п. В частности, знаменитая история с “секс-гуру” Гоэлем Рацоном, которая продолжалась на виду у всех СМИ и правоохранительных органов почти два десятка лет, доказывает, что в демократическом обществе даже явно деструктивную секту очень сложно объявить “незаконным объединением”.
Но не нужно ударяться и в другую крайность. Согласно определению секты в новом законопроекте, можно арестовать и посадить на 10 лет любого хасидского адмора и любого харизматичного политического лидера, в группе или партии которого кто-либо на регулярной основе совершал уголовные преступления (даже без ведома лидера). Лидер автоматически объявляется ответственным за все правонарушения, совершенные членами своей группы. Даже если речь идет об очень тоталитарной группе, это представляется по меньшей мере преувеличением, ведь члены секты (по крайней мере, взрослые) как минимум сами выбрали стать членами этого объединения, и каждый из них несет ответственность за свои поступки.
Кроме того, не совсем понятно, что считать “преступлением” или “жестокостью” по отношению к членам секты. Судя по ссылкам, указанным в законопроекте, к такого рода “компромату” относится и угроза компрометации, и оказание влияния на малолетнего с целью обратить его в свою религию, и совершение церемоний обращения в религию малолетних.
То есть, если в семье израильтян мама-нееврейка решила сделать “гиюр” и хочет, чтобы ее ребенок тоже рос евреем, то консультирующий ее раввин по этому определению может попасть за решетку как руководитель деструктивной секты. При этом, скажем, ношение женщинами на головах черных мешков, проживание целой общиной в нищете (на социальные пособия) из идеологических соображений, прославление террористов, миссионерство в учебных заведениях и общественных местах, миссионерство среди беспомощных новых репатриантов и т. п. ни “преступлением”, ни “жестокостью” не считается.
Свобода личности
По новому законопроекту, любой член секты, который признан социальными службами “находящимся под влиянием”, может быть лишен права распоряжаться своим имуществом и своими детьми. Ему назначается “попечитель”, как недееспособному. Но член секты – это не сумасшедший. Кто сказал, что каждый человек, у которого есть какие-то “твердые убеждения”, не может растить своих детей и распоряжаться своим имуществом? Еще несколько десятков лет назад наличие “твердых убеждений” было прививаемой обществом нормой и предметом гордости.
Где граница между убеждениями человека и результатом влияния, и можно ли в принципе провести такую границу? А если твердой границы нет – то кто будет решать в каждом конкретном случае, забирать ли у человека детей и банковский счет? Социальная работница? И на основании каких критериев – доносов?
И вообще, кто и кому дал право решать, что такие-то убеждения деструктивны, а другие нет? Для одних деструктивно ходить в 30-градусную жару в черном лапсердаке, для других деструктивно ходить по городу в красных семейных трусах. Мне, например, кажутся деструктивными убеждения доброй половины членов нашего парламента. И что, всех под опекунство?
Кроме этого, законопроект позволяет конфисковывать имущество секты и личное имущество ее лидера. На каком основании, если не доказано, что оно нажито преступным путем? Если это добровольные пожертвования членов секты или сочувствующих, почему их должно получить государство?
Еврейский ответ
Из отчетов различных социальных служб хорошо видно, какие именно категории людей составляют “группу риска” на попадание в секту: это люди, стоящие “на перепутье” (закончившие какой-то период своей жизни и еще не начавшие другой), имеющие склонность к праздному существованию, вполне допускаемому существующей в стране системой социальных пособий или помощью состоятельных родственников, и находящиеся в процессе активных духовных исканий.
Если бы наши парламентарии заглядывали в еврейские источники, такие как, например, трактат Гемары “Пиркей авот” (“Поучения отцов”), то они бы знали, что лучшее “лекарство” от таких вещей, как деструктивные секты и прочие социальные преступления, по крайней мере для евреев – это сочетание регулярного изучения Торы и производительного труда (“Пиркей авот” 2:2). Человек, находящийся в духовных поисках, обязательно попадет под влияние какого-нибудь шарлатана, если только он не знает четко из первоисточников, что от него ожидает Всевышний на самом деле, в чем заключается его “служение” в этом мире.
Это знание каждый еврей может получить, регулярно изучая Письменную Тору и Галаху (а не каббалу, особенно в ее современном виде). Что же касается производительного труда, то он “уравновешивает” интенсивную духовную работу, не дает человеку “уйти от мира” в мир абстракций и фантазий. Кроме этого, труд дает зарплату, финансовую независимость, исключительно важную для независимости ментальной и психической. Сочетание этих двух факторов дает твердую идеологическую базу и психическую устойчивость – самую надежную “прививку” против сект.
Одна из основополагающих идей, прививаемых Торой – это личная и безоговорочная ответственность каждого за свои поступки (с возраста “бар-мицвы”). В иудаизме, в отличие, например, от христианства, все должны учить Тору и разбираться, как правильно себя вести. Человек же часто склонен сопротивляться этому, искать, на кого бы свалить ответственность (помните – “среда заела”?). Некоторых это приводит в авторитарные секты, где за них думает и решает “гуру”. И вот наше государство, вместо того чтобы поддержать Тору в этом важнейшем вопросе, берет на себя функции подавления ментального закрепощения “сверху”, при помощи репрессивных мер.
Но ведь это то же самое снятие ответственности с индивида, та же авторитарная секта! Которая в перспективе может стать деструктивной, деструктивнее любого харизматика. Мы-то знаем, каково жить в государстве, осуществляющем контроль над мыслями!
На мой взгляд, государство не должно заниматься репрессиями против сект (кроме случаев откровенной уголовщины, которые оно может пресекать и без нового закона). Максимум того, что оно может сделать – это выбить почву из-под ног самой тенденции, исправить негативные явления, находящиеся в ведении государства (в частности, поощрение безделья), которые способствуют распространению сект.
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 828 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 471 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 075 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 734 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views
20 января, 2016 at 22:11
В статье достаточно аргументов против принятия этого законопроекта.
Вместе с тем, речь идет только о еврейском населении страны.
21 января, 2016 at 5:59
Очередное словоблудие Шошаны.Все вышеперечисленные описания,кроме отрыва от семьи,относится к нашим верующим братьям.Особая одежда,вера в короля-машиаха и т д.Ничего нового.Датиим-сами сектанты,только верущие.Секта Хабада,секта Нур,секта Вижниц,секта литваков и т д.
21 января, 2016 at 6:02
Секта Гур.
21 января, 2016 at 11:07
Самый крупный манипулятор сознанием в современном мире – это государство
Так то оно так, но наша планета разделена между государствами, мир состоящий из сект которые соперничают между собой , и куда деваться? В космос вырваться нет возможности, ну если только построить дом в океане
22 января, 2016 at 15:55
милый алик. Этим “сектам”, а на самом деле – общинам, сотни лет. И главное – их “харизматичный лидер” для всех!! один – Тора! Письменная и устная. И мудрость сохраненная от сотен мудрецов живших со времен дарования ЕЁ! А то, что их, общин, много, так это наше, еврейское. От праотцов привычка жить общиной. Не путайте божий дар с яичницей.
23 января, 2016 at 1:14
Уважаемый,Новенький!Если хотите считать их общинами’-на здоровье.Я,лично ,никакой разницы не вижу.Едигственное отличие,что они-евреские.А принцип -тот же.Жесткое подчинение своему раву,иерархия и т д.
23 января, 2016 at 21:04
Алик, львиная доля сект, особенно деструктивных – светские. И львиная доля участников – тоже. По крайней мере, так считают социальные службы.
23 января, 2016 at 21:09
Уточню: под “светскими” я подразумеваю – “не относящиеся к еврейской ортодоксии”. Потому что даже некоторые секс-коммуны и пр. считают себя “верующими” и “ведущими религиозный образ жизни”, как, например, упомянутая в статье “семья” Гоэля Рацона.
23 января, 2016 at 23:42
Шошана!Вы прекрасно знаете,что в иудаизме,кроме так называемого “ортодоксального” течения,существует и консервативное течение и реформистское.Так что,по Вашему -они сектанты? И никогда я не слышал про светские секты.Приведите хоть один пример.Все секты поклоняются или лидеру секты(например Шас во главе с Кадури и и Абдаллой Юсефом) или какому то божеству.Впрочем у Шас -главное божество-деньги.Они за деньги и родную маму продадут и страну.Благодаря этой религиозной секте,мы имеем соглашение в Осло.Шас тогда воздержались,то есть пошли против своей страны,в угоду финансовой прибыли,обещанной Рабиным.Так что Яхадут а тора и Шас-это главные деструктивные секты,разрушающие наше еврейское общество.