Июн
1
Хотят ли светские шабат?

автор: Шошана Бродская

шабатФинансовая комиссия Кнессета после долгих обсуждений и споров утвердила законопроект депутатов Мики Зоара (“Ликуд”) и Ализы Лави (“Еш атид”) о праве каждого израильтянина отказаться от работы в субботу. Этот законопроект – очередная попытка наших парламентариев как-то упорядочить отношение государства к субботе как национальному выходному дню. Хотя, казалось бы, этот статус шабата давно закреплен в законе, но фактически соблюдение этого закона ограничивается только государственными учреждениями и структурами. Любой работодатель может потребовать от своего работника выйти на работу в выходной день, если только этот работник не известен как “соблюдающий заповеди”: в последнем случае закон и в его нынешнем виде его защищает и позволяет отказаться от работы в субботу, ради исполнения базового демократического принципа “свободы вероисповедания”. Правда, за работу в выходной день положено денежное вознаграждение, но многие люди предпочли бы отказаться от лишних нескольких десятков шекелей, чтобы провести выходной с семьей или просто отдохнуть.

Пока трудно сказать, получит ли законопроект дальнейшее продвижение. Похоже, что у него есть серьезные противники в коалиции. Но хорош ли он с точки зрения еврейской традиции? Давайте посмотрим.

шабатВ Письменной Торе заповедь о соблюдении шабата встречается несколько раз. Если систематизировать эти упоминания с позиции цели соблюдения шабата, то получим две основные группы: “шабат как символ” и “шабат как выходной день”. Отрывки из первой группы (Шмот 20:7-10, Шмот 31:12-17 и др.) говорят о том, что шабат дан еврейскому народу как знак его связи с Творцом мира. Б-г творил мир шесть дней, и в знак этого евреям дозволено работать и делать все свои дела 6 дней в неделю, а седьмой день, к которому все должно быть готово заранее, они обязаны посвятить духовному развитию. То есть, в этой категории отрывков шабат напоминает о сотворении мира и предъявляет к еврейскому народу требования (не совершать никаких видов работы, даже если они нужны для самого человека и его семьи, и даже для отдыха). Понятно, что соблюдение шабата по этому “нормативу” не допускает ни шопинга, ни поездок на пляж, ни даже семейного мангала в собственном дворе.

Но есть и другая группа отрывков, которую можно назвать “практической”. В них (Шмот 23:12, Дварим 5:11-14) шабат представляется как “день национального отдыха”. И связано это с выходом евреев из египетского рабства. Тора говорит: когда вы были рабами, вас угнетали и не давали отдыхать. Теперь вы свободные люди, и имеете право на регулярный отдых. Более того: помня о своем угнетении, не становитесь сами такими, как египтяне! Обеспечивайте регулярный отдых не только себе, но и своим работникам, своим домочадцам, и даже своему рабочему скоту.

Итак, первая группа отрывков говорит об обязанностях, вторая – о правах (включающих обязанности по отношению к тем, кто зависит от нашей воли).

Понятно, что полноценное соблюдение шабата должно включать в себя оба аспекта. Но большинство населения Израиля, даже если говорить только о евреях, к такому соблюдению шабата не готовы. А вот принятие шабата как “национального выходного” приемлемо для очень многих. Об этом говорит хотя бы социальная принадлежность инициаторов нового законопроекта. Это люди в принципе светские, но уважающие традиции своего народа и видящие в них значимое рациональное зерно. И таковых среди израильских евреев – большинство. А в нашей традиции есть правило: если человек в чем-то грешит, нельзя говорить ему: “Согреши еще!”. Такому человеку нужно дать возможность соблюдать хотя бы то, что он готов соблюдать. В этом отношении новый закон еврейской традиции соответствует.

Однако есть и другая сторона медали.

По существующему “статус-кво”, отказаться от работы в шабат может только человек, соблюдающий шабат. Такой человек не пойдет вместо работы в торговый центр или кинотеатр, не поедет на пляж, не разведет костер на природе, не устроит дома “день стирки” и так далее. Тем, что шабат “положен” только соблюдающим шабат, мы подчеркиваем особый статус этого дня для еврейского народа. Это не просто выходной день, это заповедь Всевышнего, которую Его народ уважает. Даже те, кто сами не соблюдают шабат, обязаны законом еврейской страны дать возможность соблюдать шабат тем, кто выполняет эту заповедь.

шабатА что будет, если пройдет закон Зоара-Лави? Светское население начнет отказываться работать в шабат на работодателя, но не ради шабата, а ради возможности в шабат приятно провести время. А в данном контексте это означает необходимость увеличить в геометрической прогрессии публичное осквернение шабата! А также необходимость гораздо большему числу людей работать в шабат, как это ни парадоксально. Ведь новый законопроект предусмотрительно не распространяется на бизнесы, связанные с обслуживанием населения: предприятия общепита, транспорт, гостиницы и пр. Из-за одного светского человека, отказавшегося работать в шабат, будут вынуждены выйти на работу в шабат десятки людей!

Если честно, я затрудняюсь сказать, какая из сторон нового закона более весома: право любого еврея не работать в шабат или последствия распространения этого права на людей, не соблюдающих шабат. Это вопрос к очень компетентному мудрецу Торы. Можно лишь отметить, что, насколько нам известно, второй аспект проблемы с этой точки зрения никем не обсуждался. А жаль, ведь мы все-таки – еврейская страна…

707 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий