Автор: Шошана Бродская
Произошедшее на прошлой неделе на горе Мерон оставляет очень тяжелое чувство. И не только из-за того, что погибли десятки людей, в числе которых – несовершеннолетние дети, помолвленный юноша, отцы восьмерых и более детей. Это само по себе очень тяжело. И разумеется, мы скорбим вместе с семьями погибших и желаем скорейшего выздоровления раненым.
Но невозможно не высказаться по поводу еще одного аспекта трагедии, который, как оказалось, не интересует израильскую прессу совершенно – ни светскую, ни религиозную. Этот аспект – хилуль а-Шем.
Немного лингвистики
Что такое хилуль а-Шем? Это выражение обычно переводят на русский как “осквернение Имени Б-га”, или просто “осквернение Б-га”, хотя данный термин не имеет никакого отношения к скверне (ритуальной нечистоте). Чтобы лучше понять, что имеется в виду, рассмотрим противоположный термин – кидуш а-Шем (освящение Б-га).
Слово “кадош” имеет в иврите не совсем такое значение, как русское слово “святой”, которым оно обычно переводится. “Святой” по-русски – это примерно как “особо благочестивый”, или “имеющий отношение к духовным мирам” (есть мнение, что это тот же корень, что и в слове “связь”, то есть: “привязанный к чему-то высшему”). Это слово имеет чисто культовое применение, а выражения типа “наше святое право” не используют это слово в его прямом значении.
На иврите же слово “кадош” имеет абсолютно прикладное значение: “особый”, или “выделенный для чего-то или кого-то”. Храмовые сосуды “святы” в этом смысле не потому, что имеют отношение к духовности, а потому, что они выделены и предназначены для храмовой службы, и только; ни для чего другого их использовать нельзя. Бракосочетание на иврите называется кидушин – буквально “посвящение”: не имеется в виду, конечно, что у жениха и невесты возник нимб над головой, а имеется в виду, что теперь они предназначены только друг для друга, они – единственные друг для друга. Суббота называется “йом кадош” не потому, что имеет отношение к религии (в жизни еврея всё имеет отношение к религии…), а потому, что это особый день, отличающийся от всех других: в этот день запрещено работать. Еврейский народ называется “гой кадош” (“святой народ”) не потому, что он чем-то лучше других, а потому, что он выделен (“избран”) Творцом для определенной цели.
В этом смысле Б-г, Творец мира, Которому поклоняются евреи – “кадош”, ведь Он – единственный Б-г, и нет никого, кто бы Ему уподобился. Как сказал царь Давид в своих Псалмах: “Все боги народов – идолы…”, в отличие от Творца неба и земли.
Таким образом, кидуш а-Шем – это поступок, благодаря которому окружающие приближаются к идее, что Б-г “кадош” (Он один, и нет другого). В более широком смысле – приближаются к идее, что еврейская религия истинна, или хотя бы начинают ее уважать.
Слово хилуль имеет противоположное значение. Это производное от корня “холь” – “будни”, “обыденное”, “обычное”. Противоположность особому, выделенному. В отличие от субботы, остальные дни недели называются “йом холь” – обычные дни. Можно посвятить некое имущество Храму – “лекадэш”, а можно снять святость и вернуть этому имуществу статус обычного – “лехалель” (это не обязательно имеет негативную коннотацию). По этой же причине нарушение законов субботы (по любой, даже разрешенной в иудаизме, причине) называется хилуль шабат – поведение в субботу, как в обычный день, в будни.
Таким образом, хилуль а-Шем – это поступок, из-за которого окружающие приближаются к идее, что Б-г, в Которого мы верим, ничем принципиально не отличается от божков других народов (прах на наши уста). В более широком смысле – что еврейская религия не более, чем одна из мистических практик, которых в мире несчетное количество, и нет в ней никакой особой правды и справедливости.
Совершенно очевидно, что хилуль а-Шем с точки зрения иудаизма – тяжкое преступление, подрывающее сами основы миссии еврейского народа.
Трагедия на Мероне и мировой резонанс
Случившееся на Мероне получило очень широкое освещение в мировой прессе, в частности, потому, что среди пострадавших оказалось много иностранцев. Типичные заголовки гласили: “Давка на религиозном празднике в Израиле, десятки погибших, сотни раненых”. Можно хорошо представить себе, какова была реакция большинства читателей: “И это – евреи? Я думал, они умнее… Вот уж, действительно, религия – опиум для народа”.
Кто возьмется объяснить этим миллионам американцев, русских, итальянцев, бразильцев – евреев и неевреев, сочувствующих и злорадствующих – что так называемый “праздник Лаг ба-омер” не имеет никакого отношения к заповедям, которые наш народ получил от Творца мира? Что это всего лишь обычай, возникший в средние века, придуманный людьми и, кстати, весьма проблематичный с точки зрения еврейской традиции (евреи никогда не возжигали огонь в честь кого-либо, кроме Всевышнего – кроме темных времен, когда часть еврейского народа поклонялась “ваалам” и Молеху, за что наш народ был лишен Первого Храма и ушел в вавилонский плен). И за исполнение этого сомнительного рукотворного обычая люди отдали свою жизнь, оставили своих детей сиротами! Что это – массовое умопомрачение?
Но народы мира (и евреи, далекие от традиции) воспринимают случившееся не так. Многие из них считают, что восхождение на гору Мерон в день смерти Рашби – религиозная обязанность, которую верующий еврей должен исполнить, даже если это сопряжено с опасностью для жизни (а об этом неоднократно предупреждали ранее различные службы, журналисты и др.). И недоумевают, как еврейская религия может включать в себя такие абсурдные обязанности. Нет никаких сомнений, что любой думающий человек, узнав о подобном “требовании религии”, решит для себя, что эта религия нерелевантна, а бог, который такое требует от своих адептов – жестокий идол.
Тяжело писать это открытым текстом, но сто тысяч верующих евреев своим участием в восхождении на Мерон в этом году стали соучастниками хилуль а-Шем в масштабах всей цивилизации. Это невозможно переварить, но это так.
Что же можно сделать, чтобы ослабить негатив от содеянного?
Человеческие жизни уже не вернешь. Но впечатление от события можно изменить.
Конечно, в мировом масштабе это могут сделать только официальные лица. Если от депутатов Кнессета (лучше всего – от религиозных партий), членов правительства еврейской страны, а еще лучше – от духовных руководителей народа будет выпущено сообщение для прессы с разъяснением, что паломничество на гору Мерон – не требование еврейской религии, и что некоторые духовные авторитеты давно предупреждали, что это безобразие нужно прекращать (буквально накануне трагедии один из лидеров ультраортодоксального еврейства, рав Гершон Эдельштейн, сказал журналистам, что его учителя запрещали восходить на Мерон, и он со своими учениками следует этому запрету) – хилуль а-Шем превратится в кидуш а-Шем, потому что всем станет ясно, что за глупости, совершаемые людьми, Всевышний отвечать не обязан.
Если же еврейский народ в лице своих духовных лидеров и политиков не поспешит отмежеваться от этого безумного обычая, если продолжит и в последующие годы рваться стотысячной толпой по крутой горе к могиле Рашби, по скользким металлическим сходням, покрытым ночной росой – только вопрос времени, когда Справедливый Судья решит еще раз освятить Своё Имя Сам… Ведь есть и такой способ кидуш а-Шем – поражение Б-гом тех, кто совершает хилуль а-Шем…
“А ты не молись за этот народ, …потому что не слышу Я тебя. Разве ты не видишь, что они делают?… Мальчики собирают хворост, отцы поджигают огонь… Разве Мне они вредят?.. Ведь себе, к позору своему!” (Иеремия 7:16-19)
Согласно газете “Новости недели”: Нашлись видные религиозные деятели, которые исполнили призыв автора статьи еще до того, как он был опубликован. Рав Рацон Арусси, главный раввин города Кирьят-Оно и член совета израильского Главного раввината, в своем публичном выступлении на следующий день после трагедии объяснил, что такое на самом деле Лаг ба-омер, и призвал духовное руководство более четко объяснять своей пастве, какие обычаи приветствуются, а какие, наоборот, порицаются. Рав Арусси винит в произошедшем духовных лидеров, которые, не празднуя Лаг ба-омер сами, ничего не сделали для того, чтобы отвратить от этого вредного обычая простой народ, и призывает сделать выводы на будущее.
Один комментарий to “Трагедия на горе Мирон – еще один аспект”
Написать комментарий
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 822 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 471 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 075 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 734 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views
7 мая, 2021 at 14:22
Спасибо за разъяснение.
“Не сотвори кумира” – Я не мог поверить, что религия поощряет поломничества подобные этому, ровно как и в Умань!