Интервью для журнала “Наука и жизнь Израиля”
Автор интервью: Ася Тепловодская
«Григорий Нисенбойм — почетный доктор технических наук, живет в Араде. Фотохудожник, участник многих выставок. Изобретатель. Автор более полусотни научно-технических публикаций, включая изобретения. Писатель, издатель, редактор, публицист. Популяризатор героизма евреев в годы войны. Технический консультант НИЖИ. Создатель и главный редактор сайта «Арад-Плюс» www.arad-plus.com. Награжден медалью НИЖИ «Святая Земля Израиля».
Когда познакомилась с краткой биографией Григория Нисенбойма, то призадумалась: с одной стороны – доктор наук, изобретатель, автор патентов и публикаций, с другой – писатель, издатель, редактор и публицист. Да еще и фотохудожник. Сколько противоположного собрано в одном человеке: и физик, и лирик.
А.Т. Григорий, расскажите, пожалуйста, как вас встретила страна в 90-м году, как вы восприняли Израиль, трудно ли было осваиваться с первой волной Алии 90-х?
Г.Н. 1. Страна в лице деятелей Сохнута, абсорбции и МВД встретила нашу семью приветливо в аэропорту, быстро оформила документы и, посадив в такси, отправила по указанному адресу. Дальше ещё проще. Наши друзья-земляки с помощью дальних родственников моей жены заранее сняли прекрасную квартиру в Кфар-Сабе на 8-м этаже, откуда, как на ладони, были видны все окрестности до самой Калькилии. Красотища необыкновенная!
Затем от ульпана последовали ознакомительные экскурсии по всей стране. В дополнении к государственной заботе ещё один мой друг, «эх, прокачу!», показал Израиль в индивидуальном порядке. Кроме того, мы просто ходили по улицам и наслаждались красотой всего, что встречалось по дороге: красотой растений, строений, людей, домашних животных и диких птиц. Одним словом – ЭЙФОРИЯ!
2. Осваиваться было не трудно. Сын, студент, будущий физик, отправился в кибуц в рамках «мехины» Тель-Авивского университета, а младший пошёл во второй класс. Супруга устроилась на фабрику портнихой, а я нашёл работу консультантом и настройщиком бытовой электронной техники в Тель-Авивском магазине, плюс мелкий ремонт. Так что ульпан я почти не посещал. Через два года мы купили квартиру в городе Араде, и здесь пригодились мои профессиональные навыки. В этом городе только-только организовалась амута «Институт прогрессивных исследований» (ИПИ), объединившая более трёх сотен специалистов, имеющих высшее образование с первой, второй и третьей учёной степенью, и среди них десятки специалистов бывших в СССР кандидатами и докторами наук, а также несколько профессоров.
Мне предложили организовать научно-техническую лабораторию, которую пришлось поднимать с нуля. Одновременно я получил «стипендию Шапиро» и стал работать над проектом в рамках амуты, который в последствии был принят в статусе стартапа в технологическую теплицу. В результате была разработана система дистанционного управления окружающей средой для инвалидов, которая успешно демонстрировалась на специализированной выставке сначала в Тель-Авиве, а затем во Флориде (США).
Кроме этого, я преподавал на курсах для взрослых и в кружках для детей, а также возглавлял летнюю школу «Прикосновение к науке». При реорганизации административной структуры амуты меня назначили заместителем директора по науке и заведующим Учебным центром. Когда возглавлял Научно-технический центр амуты, довелось курировать работу 12-ти учёных-шапиристов, организовывать выставки проектов ИПИ, научные конференции в Араде, в том числе и международные, а также издание сборников трудов института. Одновременно я продолжал работу над своим проектом. На пике алии у нас обучались сотни детей и десятки взрослых ежегодно. Подробнее с деятельностью амуты в те времена можно ознакомиться в интернете из моих докладов на научных конференциях.
А.Т. До приезда в Израиль вы занимались исключительно научно-исследовательской деятельностью и публикациями по выбранной тематике. Приехав в Израиль, увлеклись фотографией, но не просто, а стали фотохудожником. Почему? Что привлекло вас в этом виде творчества? Вы даже много лет возглавляли Арадский фотоклуб. В каких фотовыставках участвовали?
Г.Н. Если сказать точнее, то до приезда в Израиль половину трудовой деятельности я посвятил научным исследованиям, занимаясь в Ленинградском НИИ переходными процессами в автономных энергосистемах. Там же окончил аспирантуру. Во вторую же половину трудодеятельности я на базе проводимых исследований больше занимался разработкой новой техники для управления технологическими процессами на АЭС, а также работал со студентами Института связи в качестве руководителя дипломных проектов и рецензента.
Моё увлечение фотографией возникло в школьные годы в стенах Дворца пионеров и школьников. Я занимался в кружке кинооператоров. В те годы киносъёмки и фотографирование были для нас своеобразной магией. Сегодня уже никто не может испытать волнительных чувств, которые тебя охватывали во время проявления плёнки, монтажа фильма, а тем паче — появления изображения на фотобумаге при свете красного фонаря. Всё делалось вручную, и, чтобы получить желаемое, нужно было владеть многими техническими и художественными навыками.
В память о том времени родители сохранили полученную мной Грамоту ВДНХ СССР за участие в создании документального фильма и ещё одну от республиканского ЦК ВЛКСМ за вклад в развитие любительского кино. В старших классах появились другие увлечения, и я больше не фотографировал.
В Израиле я вновь взялся за видеокамеру и фотоаппарат.
Начал с семейной хроники, затем на работе, фиксируя деятельность кружков, затем для интернет-портала, куда меня пригласили редактором, и, наконец, для газеты «ВЕСТИ». Как не трудно догадаться, мой любимый жанр — репортёрские снимки. Некоторые из моих работ, отобранных на конкурсной основе, фигурируют в каталогах фотохудожников и в своё время не раз украшали обложки региональных приложений газеты «ВЕСТИ».
В каких фотовыставках участвовал? Выставлялся раз 20-ть преимущественно в коллективных фотовыставках в разных местах Израиля. Участвовал в фестивалях «Дорога на Эйлат» и «Израиль новым взглядом». Одна из моих работ была признана лицом фестиваля и размещена на обложке каталога. Несколько фотографий большого формата осели в частных коллекциях, а иные вместе с коллажами метрового размера на стенах в общественных местах.
А.Т. Как случилось, что вы стали писать публицистические статьи на абсолютно не связанные между собой темы: о ветеранах ВОВ, студентах, ученых, политике, спорте, культуре?
Г.Н. Окончив курс «Бизнес в интернете», я при помощи младшего сына создал первый свой сайт «Арад и его окрестности» (www.arad-plus.com.), где прежде всего разместил справочную информацию о днях и часах работы всех присутственных мест, потому что, когда надо, никогда не мог оперативно отыскать информацию. А здесь всё вместе и под рукой. Чтобы наполнить сайт контентом, мне пришлось изучать историю города и всё, что вокруг него: Иудейские горы, Негев, Мёртвое море, Моссада, Тель-Арад и пр.
Ну и, конечно же, актуальные городские новости. Без этого трудно было бы обеспечить необходимую обновляемость сайта. Так началась моя самодеятельная журналистика. Опыт разработки и ведения сайта, а мне довелось запустить ещё не один, пригодился позже, когда проф. Александр Забутый привлёк меня к работе над созданием сайта НиЖИ.
Через некоторое время после раскрутки сайта, я стал заметен в интернете и был приглашён в качестве редактора на один из первых в Израиле русскоязычных порталов. Писать надо было не менее трёх раз в неделю и обязательно с фотографиями. Так я стал неразлучен с фотоаппаратом. Спустя время мои опусы понравились редактору местных приложений газеты «ВЕСТИ», и я получил предложение писать и «фоткать» в газету. Так я стал фрилансером в бумажных СМИ. Каждую неделю я должен был представить одну-две статьи с фотографиями.
От роли местного корреспондента я сразу отказался (это мне не очень интересно) и отдал предпочтение публицистике, наряду с очерками и эссе. За время сотрудничества с газетой моих опубликованных статей набралось не меньше полтысячи, а фотографий раза в три больше. Редактором у меня был Александр Вальдман, который помог мне отточить перо, за что я ему безмерно благодарен.
Арад хоть и маленький город, но в нём оказалось много творческой интеллигенции и деятелей спорта достойного уровня. Поэтому писать о творчестве и профессионализме этих людей было одно удовольствие. Так что все перечисленные вами темы оказались мне подвластны без особого напряжения. С проблемами и деятельностью учёных я тоже был знаком не понаслышке, будучи членом президиума Союза учёных (СУРИ) и инженеров (СИРИ) репатриантов, а также Форума учёных. Кроме того, учёные Арада в те времена проявляли небывалую творческую активность, так что материала для публикаций хватало.
Могу ещё добавить, что, работая на «ВЕСТИ» без ограничений в тематике, я беспрерывно углублял свои знания, досконально изучая предмет статьи из соответствующей литературы и общаясь со специалистами. Это можно сравнить с учёбой в открытом Университете.
А что может быть прекрасней, чем познание и осознание нового в окружающей действительности?
С инвалидами ВОВ я сблизился во время эпопеи возведения в Араде памятника «Скорбь и Победа» (самый большой в Израиле), и с тех пор я с ними не расставался, помогая им в общественной и личной жизни.
К этим людям у меня особое отношение, ведь и мой отец был тоже инвалид ВОВ.
Кроме дел арадских, я не раз делал графику для обложек и форзацев журнала, выпускаемого и распространяемого по миру Союзом воинов и партизан, инвалидов войны с нацизмом.
А.Т. Дважды (2012 и 2013гг.) вы стали лауреатом премии по литературе фонда памяти им. И. Зандмана и А. Коэна. За писательскую деятельность награждены Почетными грамотами и юбилейной израильской медалью «65 лет Победы». За что вас наградили, ведь это особые награды.
Г.Н. Уже трижды. Ещё один диплом я получил в 2017г. Кроме многолетней текущей работы с инвалидами я написал книгу «Войны минувшей Человеки». Эта книга основана на моих статьях в газете «Вести». Книга знакомит читателя с памятью о павших на дорогах Второй мировой войны и воинов ЦАХАЛа – жителей Арада на земле Израиля, а также с жизнью инвалидов и участников ВОВ в Араде. В книге 270 фотографий.
Я очень был рад и с большой благодарностью принял юбилейную медаль с удостоверением, подписанным министром обороны. И не меньше был счастлив, когда меня наградили дипломом и медалью Почётного члена Союза инвалидов.
А.Т. Вы член СРПИ. И автор четырёх книг. О чем ваши книги? Что подтолкнуло вас к их написанию?
Г.Н. Уже вышли ещё две. Три заказные, публицистика. Заказчик, стало быть, и подтолкнул.Остальное проза – а подвигли меня на это, или как вы говорите, «подтолкнули», «души прекрасные порывы».
Мне особенно дороги книги, в которых много моих фотографий. Больше всего их в книге «20 лет вместе» — более трёхсот пятидесяти оригинальных фотографий.
А.Т. В чем же заключается эта «Формула Гёте»?
Г.Н. Формула Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!» Так я назвал повесть о своих родителях. По этой формуле они жили и этому учили нас, детей. Это люди поколения победителей в ВОВ, с достоинством и с честью пережившие советскую эпоху и ХХ-й век. Фрагмент из этой повести, представленный на Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы», 2017г., прошёл в финал, а автор был удостоен почетного нагрудного знака «Призер конкурса».
А.Т. Вы считаете Израиль «палатой №7», рассуждаете о многих политических проблемах нашей страны. Как вы думаете, есть ли у нас выход? Или проблема мира здесь неразрешима?
Г.Н. Скажу вам по секрету: на земном шаре проблемы мира неразрешимы нигде. Всё остальное простодушные утопии. Израиль не исключение. Просто здесь градус повыше. Для многих сама жизнь — проблема! Я же смотрю на всё глазами моего любимого поэта: «И жизнь хороша, и жить хорошо!»
А. Т. Григорий, вы очень любите свой город Арад. Каким вы видите его будущее?
Г. Н. К сожалению, Арад уже не тот, каким я его полюбил. В последние годы его прибирают к рукам гурские хасиды, а это люди серьёзные. На сегодняшний день в Араде происходят такие же процессы, как по всей стране. Потенциал же города, как центр туризма и лечебного, прежде всего, огромен. Надеюсь, что придет ещё время расцвета г. Арад.
А.Т. Спасибо вам, Григорий, за интервью. Здоровья вам и дальнейших успехов!