Как и многое в нашем маленьком государстве – политическая, так как обычно политика большинства правительств не рассчитана на «завтрашний день». Со дня образования молодого еврейского государства ни одной серьезной попытки наладить диалог с этой интегральной частью нашего сообщества не наблюдалось. Первоначально, возможно, ввиду малочисленности этой группы населения, а в дальнейшем, наверное, по инерции.
Дети пустыни или дети «Битуах Леуми»?
В свое время бедуинские племена аравийского происхождения расселились на пространстве, простирающемся от западной границы Персии до Атлантического океана и от гор Курдистана до культурных государств негритянских народов Судана.
«Бедуины (от араб. Bedawi, во множественном числе Beduan, т. е. жители пустыни) – общее название, присвоенное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые ведут кочевую, привольную жизнь». Эта энциклопедическая характеристика меньше всего соответствует современному облику большой части израильских бедуинов, особенно, проживающих на Севере страны.
Бедуины израильского севера (всего несколько племен с общим количеством около тридцати тысяч человек) – это больше современные люди, частично сохраняющие свои древние традиции. Кочевать то уже просто не где. Другое дело – бедуины Негева, строго придерживающиеся своих древних традиций и сопротивляющиеся интеграции в современное общество. Как правило, они живут в палатках, но, даже построив современный домик, зачастую устанавливают во дворе традиционную палатку как показатель их приверженности к древней национальной культуре. Даже такой экзотический древний обычай, как «обрезание» у девочек, явление далеко не редкое среди них.
Многие считают бедуинов арабами, но сами они с этим соглашаются только в моменты политических отрыжек, особенно, когда политические лидеры мобилизуют их на акции протеста, например, в «День земли». В это время можно услышать: «Не называйте нас бедуинами, мы – палестинцы». Надо отметить, что почти половина мужчин при этом на добровольной основе служит в Армии обороны Израиля. Бедуины, как хранят их предания,- древний народ, и до принятия ислама в шестом веке ни с кем не смешивались. После повальной исламизации стали вступать в браки с арабами и приняли их язык.
За пятьдесят лет «еврейской» власти, благодаря развитому здравоохранению, продолжительность жизни в бедуинском секторе увеличилась чуть ли ни в два раза. В то же время за счет Битуах Леуми у мужчин появилась возможность содержать по нескольку жен, которые, начиная со второй, все по статусу многодетные (15 детей далеко не рекорд) матери – одиночки. Поскольку биологический папа не может прокормить семью в сорок, а то и больше душ, то выкармливает их другой папа с еврейской фамилией «Битуах Леуми». Эти дети – «дети Битуах Леуми», став взрослыми, продолжают множить полигамные семьи в соответствии с законами Корана (многоженство израильским законодательством запрещено). Сегодня, по некоторым оценкам, в Негеве проживает множество бедуинских племен общей численностью не менее двухсот тысяч человек.
Кто виноват?
С ростом населения и игнорированием законов государства нарастает напряженность между бедуинами Негева и жителями окрестных городов: Арада, Димоны и Беер – Шевы. В глазах горожан эта разновидность семитов олицетворяется, прежде всего, с пиратами, занимающимися рэкетом и угонами автомобилей. В самом деле, в маленьком Араде в последние 4-5 лет ежегодно угоняется более трехсот автомобилей. Ну, это криминал. А вот с другой стороны,- незаконные строения.
Попробуй законопослушный житель Арада возвести незарегистрированный козырек над окном или балкончиком! Местные власти не только заставят его убрать сооружение, так еще и штраф вчинят за незаконное строительство. В то же время за последние десять лет бедуины Негева возвели десятки тысяч незаконных строений и даже застраивают территории, принадлежащие муниципалитету Арада. Вот такая вот экзотика.
В последние годы неожиданно всплыла еще одна проблема. Скучающая молодежь пустыни по вечерам развлекается в упомянутых городах и “вносит посильный вклад” в абсорбцию малолетних «девочек» из среды новых репатриантов. За последние пару лет только в Араде было несколько разоблачений использования «девочек» в круговороте сексуальных развлечений. Трудно списать эти факты только на счет слабоумия последних. Традиции(?). В то же время бедуинская традиция очень строга в вопросах добрачных отношений молодежи, и понятие «девичья честь» – не пустые слова. Малейшее отклонение – и сами же братья или отец убьют провинившуюся. То, что позволяют себе во время «бедуинской абсорбции» наши «Наташи Ростовы», даже в страшном сне не может присниться бедуинской девушке. Традиции(!).
С одной стороны, растущая неприязнь горожан к таким вот гостям, а с другой – обида аборигенов на власть, которая, по их мнению, незаконно отобрала земли, принадлежащие их предкам. Этот клубок проблем чем-то сродни вечным проблемам коммунальных квартир, но по своей масштабности и накалу страстей может привести к неописуемой драматической развязке.
Что делать?
Ясно одно: без четкой государственной программы развития бедуинского сектора Негева, включая земельные споры и незаконное строительство, проблему, которая не только не рассасывается сама по себе, а растет в угрожающих размерах, не решить. В условиях преступной пассивности властей, как не раз бывало в истории народов, первые шаги к примирению начинались с «народной дипломатии». Первый такой шаг был сделан в конце минувшей недели при активном участии муниципалитета Арада.
В городском парке, прилегающем к пустыне, был проведен праздник бедуинской культуры. Скорее, это можно сравнить с этническим фестивалем, где гостями бедуинов были евреи – и как участники программы, и как основные зрители. Израильтяне, приехавшие на этот праздник со всех концов страны, надолго запомнят это яркое и незаурядное зрелище. В течение двух дней можно было познакомиться с музыкальной культурой, бытом, традициями бедуинов Негева.
Этот праздник был организован на высоком профессиональном уровне. Каждый из аспектов самобытной жизни бедуинов был
представлен в отдельной палатке. Кроме бедуинского рынка, пришедшие на праздник смогли увидеть выставку лошадей, верблюдов и арабских скакунов. Очень выразительными были выступления смешанных музыкальных ансамблей. В исполненных произведениях перемежались мелодии двух семитских народов – еврейского и бедуинского.
Кульминацией праздника явились скачки на верблюдах на шестикилометровой дистанции. Можно с удовольствием отметить, что первый фестиваль, посвященный взаимопроникновению двух культур, удался. Еще одна немаловажная деталь – среди организаторов фестиваля числится и канцелярия вице- премьера Шимона Переса. Хороший знак для жителей Негева или очередной рекламный трюк? Поживем, увидим.
Написать комментарий
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 823 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 471 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 075 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 734 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views