Фев
17
Еврейская традиция на страже… интеллекта

автор: Шошана Бродская

арад музыкальный коллективПо результатам опубликованного недавно ежегодного исследования института Адлера (Герцлия), 48% израильских родителей не разговаривают со своими детьми лично на постоянной основе. Общение им заменяют электронные средства коммуникации – смартфоны, “уотс-ап”, СМС, электронная почта. Из 300 опрошенных израильских подростков в возрасте 13-18 лет 40% подтвердили, что практически не общаются со своими родителями. Четверть из них практически ничего не знают о прошлом своих родителей, о их увлечениях, карьере, не имеют базовой биографической информации о своей семье.

Не менее плачевна ситуация и в других странах. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превышает время их общения со взрослыми. Казалось бы, что в этом плохого? Ребенок при деле, не шумит, не хулиганит. Мама и папа могут спокойно работать. Но не все так гладко. Привязанность к компьютерам, смартфонам, экрану телевизора, как показывают современные исследования, разрушает психику ребенка и провоцирует различные нарушения развития, а у более старших детей вызывает проблемы социальной адаптации, снижает интеллектуальный потенциал, ухудшает результаты учебы.

Вот только некоторые из нарушений, которым подвержены современные дети из-за общения “с экраном” вместо живого человека:
1. Задержка развития речи. Казалось бы, ребенок может пополнять свой словарный запас, слушая телевизионные программы? Но факты доказывают, что этого не происходит. Четверть четырехлетних детей нашего времени страдают задержкой речевого развития, тогда как в середине 70-х таким нарушением страдали только 4% детей этого возраста. Для развития речи нужно активное общение, участие самого ребенка в разговоре. Иначе новые слова “пролетают мимо”, не задерживаются в его сознании. Результат: ребенок младшего школьного возраста не может выразить себя, и вместо этого начинает кричать и биться в истерике.

2. Бедность внутренней жизни. Это прямое следствие первой проблемы. Дело в том, что духовное развитие личности происходит через так называемый “внутренний монолог”, а он, в свою очередь, требует достаточно высокого уровня речевых навыков. И проблема эта далеко не ограничивается неспособностью детей работать над своим характером и т. п. Она включает в себя и вполне “медицинские” диагнозы – отсутствие концентрации внимания, гиперактивность, поиск внешних стимуляторов (наркотиков), снижение коэффициента развития интеллекта (IQ) и пр. Именно эта проблема, видимо, стала причиной “бича” современных израильских школ – очень низкого уровня понимания прочитанного (ребенок не в состоянии связать слова в длинном предложении в единое целое, не получает общей картины от прочитанного).

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети не привыкли “занимать себя”. За них это делает компьютер. Они больше не играют со сверстниками в игры, цель которых – проработка разных жизненных ролей (помните – “дочки-матери”?), не строят ничего руками, не сочиняют самостоятельно сказки. Это сказывается на проблемах коммуникации и моторики, отсутствии творческого подхода к решению задач, снижении интеллектуальной активности.
4. Рост детской жестокости и агрессии. Это связано не только с реальными “примерами”, которые ребенок видит с экрана, но и с тем, что ребенок подсознательно ощущает нехватку чувственных впечатлений, особенно в реальной жизни, и ищет, как эту нехватку возместить.

Можно перечислить еще множество проблем: отсутствие передачи опыта от старшего поколения младшим, психологические риски (ребенок может получать опыт, который его расстраивает или озлобляет, а родители об этом не имеют понятия), финансовые риски (несколько лет назад компания Apple вернула 32,5 миллиона долларов клиентам, чьи дети совершили покупки со своих смартфонов без ведома родителей), физические риски (неконтролируемые знакомства с нежелательными людьми, повышение риска новообразований от излучения и пр.) и многое другое. Обо всем этом уже неоднократно писали. Но даже если отмести эти “необоснованные страхи” и “защититься на все случаи жизни”, невозможно не признать тот факт, что уход детей в виртуальную реальность ставит под угрозу качество человеческого интеллекта и преемственность поколений, необходимую для выживания человеческого рода.

Еврейская традиция и технологии
Вопреки распространенному в светских кругах мнению, развитие современных технологий не только не противоречит еврейской традиции и образу жизни верующего человека, но и очень помогает и поощряется. Ведь чем больше человек освобождается от рутинной механической работы, тем больше у него времени на изучение Торы и личностный рост. Повышение КПД “человеко-часа” в необходимых действиях для поддержания жизнедеятельности приводит к высвобождению массы времени на выполнение заповедей, а современные средства коммуникации, транспорт, доступность услуг и пр. облегчает и само выполнение заповедей, сокращает траты всех необходимых для этого ресурсов.

Тем не менее, сторонний человек сразу заметит, что использование технологий “домашнего употребления” в ортодоксальной среде строго дозировано.
Первое, что сразу бросается в глаза – это отсутствие телевизора. Его заменяют книги, много книг. Инициированный извне бесконтрольный (или того хуже – контролируемый, но не родителями) поток информации, атакующий маленького зрителя цветом и звуком, привораживая его к экрану, заменен систематизированным набором подобранного по возрасту познавательного и развлекательного материала, воздействующего главным образом на интеллект, а не на ощущения.

Дети в ортодоксальных семьях начинают читать с 5 лет (подготовительная группа садика, “мехина”), и к моменту поступления в школу уже способны понять небольшой текст. Уважение к книге и знанию переносится на носителей этого знания – учителей и родителей.

арад ортодоксыВторая “фишка” еврейской традиции – это шабат. День, который родители посвящают полностью детям, “отключаясь” на сутки от работы и засасывающих повседневных дел. В этот день использование технологий невозможно или сильно ограничено. Два или даже три поколения семьи имеют целые сутки в неделю для полноценного общения друг с другом. Вся большая семья трижды собирается за субботней трапезой, во время которой дети рассказывают о том, что учили в школе, о своих друзьях, радостях и сложностях, а родители имеют возможность передать опыт и знания. Непринужденная беседа в процессе застолья позволяет спокойно обдумать и разрешить проблемы и конфликты, создает ощущение целостности семьи, дает ребенку чувство твердой опоры, стоящей за его спиной.

Иногда приходится слышать от светских людей фразы типа: “Я еще не заработал себе на шабат”, или: “Хорошо им отмечать субботу, когда мы вместо них работаем”. На эти фразы можно ответить только тем, что среди людей, соблюдающих шабат – и университетские профессора, и ответственные инженеры, и работники сельского хозяйства, и простые рабочие на почасовых и сдельных работах. Нет такого вида работы, который не позволял бы совершенно соблюдать шабат. Даже ведущие хирурги и военные, работа которых разрешена в шабат, дежурят по субботам по очереди, позволяя товарищу провести полноценную субботу с семьей – если, конечно, он этого хочет.

Не нужно оправдывать “обстоятельствами” собственное нежелание посмотреть выше стигм и что-то изменить в своей жизни к лучшему.

И, наконец, третье – это возведенная в ранг ценности и основы традиции преемственность поколений. Каждый еврейский ребенок из ортодоксальной семьи знает, что его родители знают больше, чем он, а бабушка с дедушкой – еще больше. Светский подросток, прочитав эту фразу, саркастически ухмыльнется: как это старенькая бабушка может знать больше, чем он, если она даже не умеет включать планшетник? Но в том-то и дело, что “знания” и “навыки пользования техникой” – это совершенно разные вещи. Еврейская традиция утверждает, что старшие поколения “ближе к Синайскому откровению” и поэтому обладают более глубокими и обширными знаниями мудрости мира, которую мы называем Торой.

арад ортодоксыПо этой причине во всех ортодоксальных школах регулярно проводятся уроки “корней”, когда детям дается задание – побеседовать с родителями или представителями более старших поколений, узнать о их детстве и молодости, получить от них наставление, жизненное кредо и т. п. Дети с удовольствием составляют “родословное древо” своей семьи, выясняя у бабушек подробности биографии прабабушек, разузнавая о близких и дальних родственниках. И не раз такие домашние задания заканчиваются удивительными открытиями.

Конечно, то, что описано в этой статье – это некий идеал, к которому надо стремиться, и далеко не во всех семьях даже ортодоксальной общины он воплощается в лучшем виде. Но общее правило прослеживается достаточно четко: если в семье технологии – это средство, а не самоцель, служанка, а не полновластная хозяйка, если ребенок получает к ним доступ для развития и личностного роста, а не как заглушку для его естественных потребностей (в общении, в игре со сверстниками, в получении живых впечатлений), если родители не уходят от своих обязанностей по воспитанию детей и не сваливают ответственность на гаджеты, если используют каждую свободную минуту для того, чтобы передать детям свой опыт и знания – детей в таких семьях не постигнут те проблемы и расстройства, которые мы описали в начале статьи.

1 015 Просмотров
12 комментариев

12 комментариев to “Еврейская традиция на страже… интеллекта”

  1. Алик Says:

    Этот сайт постепенно превращается в религиозную агитку.Какое отношение статьи Шошаны,имеют к нашему городу?Она ведь печатается и на других интернет сайтах,а к нам ее статьи приходят по остаточному принципу.Раньше на сайте обсуждались дела в городе,а в последнее время он превратился в сайт,где люди высказывают свое мнение о религии.А по поводу шаббата,то у харедим-вечный шаббат,так как они всю свою сознательную жизнь не хрена не делают и живут за чужой счет.А примитивизм их детей,я вижу каждый день.Какое там наследие?Евреи вырвались из своих штетлов и пробились в науке только благодаря тому,что вместо того,что бы пялится в тору,искали другие источники знаний и не только божественные.И многие убедились в отсутствии божественного начала.А те,кто не вырвался,так и остался дремучим и в одеженке 300 летней давности.Есть и обратные случаи,например наш автор,но это редкость.Это выбор человека,если человек хочет идти вперед-пожалуйста,но и если хочет вернуться к средневековому мракобесию-милости просим.

  2. Алик Senior Says:

    Замечательная статья! Я живу не в вашем городе, не в вашей стране и даже другой национальности. не вижу никакой религиозной агитки. Нужно внимательно прочитать первую часть статьи и задуматься о том , что сейчас происходит. У нас просто 3 детей и пятеро внуков, все что здесь написано имеет место.

  3. яков Says:

    Статья несомненно актуальная и заслуживает широкого обсуждения. Особенно сложная ситуация – религиозное молодое поколение и далекие от религии старшие – в одной семье.

  4. admin Says:

    Алик, я приветствую Ваши комментарии.
    Иначе никакого смысла в появлении на страницах этого сайта откровений грамотного и высокообразованного журналиста, знатока Торы и жизни харедимной части нашей страны, коим является уважаемая Шошана, говорить не приходится.
    Если у Вас есть, что сказать в противовес убаюкивающим восхвалениям бытия братьев наших и сестер, добровольно сдавшихся/ “вернувшихся” религии, то хотелось бы видеть Ваши комментарии более аргументированными, подкрепленными не только личным опытом.
    Для нас с Вами “религия – это опиум для народа”, но ведь в цивилизованном обществе наркоманов не ставят к стенке. Не правда ли?
    Не все работы Шошаны я беру на сайт, а только те что нравятся мне своей содержательностью на актуальные темы, несущие информацию, которую не всегда можно обнаружить на русскоязычном пространстве. А то, что все они находят место для сравнений с религиозным образом действий и мыслей, так это просто замечательно. Я далек от мысли сблизить позиции, но наивно полагаю, что для всех полезно более реально, а не шаблонно понимать друг друга. Поэтому Шошана регулярная гостья нашего сайта. Такие фразы как “у харедим-вечный шаббат,так как они всю свою сознательную жизнь не хрена не делают и живут за чужой счет” не соответствуют действительности, потому что среди этой группы евреев много трудяг.
    Обратите внимание на то, что фотографии приведенные в анонсе (на загрузочной странице) и в тексте с детьми младшего возраста как раз говорят о том, что у детишек в светском обществе понимание ого-го(!) куда шире чем у религиозных.

    Теперь по существу претензий к направленности сайта.
    Открою Вам секрет. Изначально этот сайт не позиционировался как городской. Его определяющее название “Арад и его окрестности”. Если его полистать по рубрикам ретроактивно, то можно обнаружить отражение событий в ближайших окрестностях. Однако есть и другие окрестности – более удаленные от “Пупа земли” – славного города Арад. Поэтому появилась рубрика “Мнение”, где в основном высказываются авторы связанные с Арадом лишь знакомством со мной. Причем направленность сайта всегда была менее всего новостная, а более аналитическая.
    К сожалению в Араде мало кто хочет “говорить”. Это как в известном анекдоте про чукчу, только наоборот: “Арадский чукча не писатель. Арадский чукча читатель”. Алик, как я сообщил Вам ранее: двери открыты. Пишите и обрящите.

  5. admin Says:

    В Араде действует Учебный центр ИПИ, который я возглавлял более 15 лет. За эти годы через нас прошли более 10 тысяч детей (возраст от 4-х лет до 17-ти). Я лично вел несколько технологических кружков (авиа/судомодельный, компьютер изнутри, шахматы, электроника). По долгу службы был знаком почти со всеми посещавшими в то время УЦ ИПИ. В нашу летнюю школу “Прикосновние к науке” приезжали дети из других городов. Ежегодно мы массово участвовали в математической олимпиаде “Оранж”. Наши дети получали призы и грамоты по многим предметам и ИЗО на всеизраильских тусовках. Одним словом не “счесть алмазов в каменных пещерах”. Некоторое время я преподавал шахматы в религиозной школе “Шуву” – комментарии по поводу … сами понимаете излишни. Более того некоторые родители приводили к нам детей изуродованных (в смысле знаний и понимания) в религиозных интернатах. В общем есть с чем сравнивать! Может быть это свойство алии 90-х, но среди наших тысяч учеников в отличие от ….(не хочу никого обижать) недоумков не наблюдалось. Более того, работать с ними было одно удовольствие. То, как представляет нам Шошана, без сомнений имеет место быть. Я имею ввиду харедимную жизнь. Но у меня иногда складывается впечатление, что ее ортодоксальный опыт очень локальный, поскольку выглядит слишком идеальным.

  6. novenkii Says:

    уверен, что опыт общения с детьми, исключающий ежесекундное погружение в паутину социальных сетей, существует не только среди харедим, но и секурярных евреев. Однако, ту угрозу нормального развития ребенка, дорвавшегося и подсевшего на виртуальное общение с компьютером, Шошана видит, на мой взгляд, совершенно правильно. Ну а то, что алик понял, что Б-га нет, так в этом он не новичок. Коммунисты и социалисты знали толк в пропаганде.

  7. Алик Says:

    Вы знаете,товарищ новенький,что когда развалился Советский Союз,мне был всего 21 год.К тому же я жил в эпоху позднего социализма,а школу заканчивал при перестройке,так что поверьте мне,что я не подвергся коммунистической пропаганде.В городке,где я жил,синанагога всегда работала(кроме годов ВОВ),за мацой к нам приезжали со всех концов Украины,южной Белоруссии и Молдавии.Я говорю про советские годы.Так что я не понаслышке знаю о еврейских традициях и т.д.У меня дома,в начале 70 годов тоже пекли мацу,дед мой и другие родственники каждый день ходили в синагогу,они были нормальными людьми,которые совмещали советский быт и веру,то есть не были мракобесами,подобно хасидам Гур,Вижниц и т .д.Это я считаю нормальным,а то ,что творится в Израиле-не нормально.Как по мне-раввины должны быть в синагоге,молиться со своей паствой,в хеврат кадиша и в облегченном виде раббанута.Все.Никаких партий,амутот,дворов и т д.Отделить религию от государства.Оно от этого не станет менее еврейским.Хочешь молиться богу-молись,не хочешь-флаг тебе в руки.Хочешь просиживать штаны в ешиве-просиживай за свой счет.И не надо диктовать секулярным евреям,как себя вести и что кушать.Мы -евреи народ умный,разберемся что к чему.

  8. Шошана Says:

    Я считаю, что нужно отменить государственное финансирование ешив и всех религиозных институтов, но при одном условии: одновременно с этим отменяется государственное финансирование кафедр “бикорет а-Микра” и всех других идеологических факультетов ВУЗов, гос. финансирование театров и кино (искусство должно быть на самоокупаемости и поддержке меценатов, так же как и спорт достижений, тогда и не будет казусов типа выступления сынка Шуламит Алони в Германии), гос. финансирование СМИ и всех остальных инструментов промывки мозгов. На игру в одни ворота я как гражданин демократического государства категорически не согласна. “Баба яга против!”

  9. admin Says:

    Пока суть да дело харедимы гребут и гребут!!!

    Развозов:
    “Правительство Беньямина Нетаньягу продолжает плясать под дудку ортодоксальных партий. Оно дискриминирует светских людей, служащих в армии и платящих налоги и одновременно поощряет иждивенцев, которые не работают, не учатся, а лишь целый день занят изучением Торы.

    Хотя изучение Торы не противоречит работе. Это еще один шаг нашего правительства к экономическому краху государства, который подтолкнет молодёжь к стремлению покинуть страну”, – заявил депутат Константин Развозов (“Еш атид”), комментируя перевод 120 миллионов шекелей в стипендионные фонды для учащихся колелей и вузов. Из них 80 миллионов шекелей пойдут на материальную помощь учащимся ультраортодоксальных заведений, 40 миллион — на стипендии обычным студентам.

    “Самым абсурдным является то, что для получения финансовой помощи есть четкие критерии для светских студентов, такие как служба в армии и участие в резервистских сборах. На учащихся йешив эти критерии не распространяются”, – отметил депутат.
    Таким образом 100% учащихся иешив получат стипендии, в то время как студенты вузов только 7%

  10. Алик Says:

    Шошана!Как всегда,Вы занимаетесь,скажем так,подтасовкой фактов.Не думаю,что на СМИ идут государственные деньги,кроме радио Коль Исраэль и Первого канала.Второй,девятый,десятый и т д -они частные.Театры есть и самоокупаемые.Спорт промывкой мозгов не занимается.А как на счет свободы вероисповедания и монополью ортодоксов? Только на прошлой неделе Багац постановил,что в микве могут мыться и представители консерваторов и реформистов,а ортодоксы уже подняли гвалт.А ведь основа у всех одна-тора.Только каждый читает ее по свойму.В США огромное количество евреев посещают реформистские и конснрвативные синагоги,а кто дал нашим ортодоксам право на монополию в вере?Подождем лет 10,когда количество лоботрясов от веры увеличится ,а работающих светских уменьшится.Откуда будут браться деньги?Только не надо говорить,что бог подаст.Он уже “спас “6 миллионов,из которых сотни тысяч хасидов,которые верили до самой смерти,что он их спасет.

  11. admin Says:

    Алик, “пути господни не исповедимы” – таков ответ любого верующего на каверзные вопросы “Почему?” – это я об упоминании жертв Катастрофы.
    Буквально днями назад, по ТВ брали интерьвью по поводу гибели хасидов в автобусе напоровшемся на масаит, так молодой харедим спокойно объяснил, что подобное может случиться с каждым из нас – на то воля божья, только в этот раз Всевышний выбрал именно тот автобус. Вот так нас выбирают, а мы по-прежнему выбираем правительство под управленьем хареди (созвучно словам “под управлением любви” – из популярной песни).
    Если государство будет плодить в том же темпе ультраортодоксов (а это прежде всего деньги на образование и размножение себе подобных), как это происходит при нынешнем правительстве, то таланты, кои еще имеются в стране, через пару десятков лет исчезнут, а на смену им придут харедим.
    И подросшие мудрецы Торы двинут вперед “хай тек”, разработают лекарства от неизличимых болезней, создадут систему безопасности государства и т.д. и т.п. И… да здравствует государство Галахи!

  12. Алик Says:

    Чувствую,пора примерять сюртук и штрэймл.

Написать комментарий