Автор: Шошана Бродская
Когда мы говорим о “Законе о национальном характере государства Израиль”, широко дебатируемом сейчас в прессе и в обществе, не может не возникнуть вопрос: а что это значит – национальное государство? Точнее: что это значит по отношению к еврейскому народу и к государству Израиль? Ведь еврейский народ – не стандартная нация. Или стандартная?..
Если мы внимательно прочитаем “Декларацию Независимости государства Израиль”, на которой, якобы, основан нынешний “Закон о национальном государстве”, то не найдем в ней не только слово “демократическое” [государство], на что указывают сейчас сторонники нового закона, но и… слова “национальное”. В декларации сказано следующее:
“В Земле Израиля евреи стали народом, в ней сформировался облик этого народа – духовный, религиозный и государственный. В ней он жил в своем суверенном государстве, в ней создал национальные и общечеловеческие культурные ценности, даровав всему миру вечную Книгу Книг… На основании своего естественного и исторического права, а также на базе решения Ассамблеи Организации Объединенных наций, мы провозглашаем этим создание еврейского государства в Земле Израиля – государства Израиль”.
То есть, для основателей нашего государства (отметим – светских людей) было самоочевидным, что Израиль – еврейское государство, и они не считали нужным подчеркивать – “еврейское национальное”.
Что же изменилось в последнем поколении, и почему понадобилось это уточнение?
Этот вопрос возвращает нас к предыдущему: что означает термин “национальный” применительно к еврейскому народу?
Не секрет, что принадлежность к еврейскому народу можно назвать “национальностью” только с большой оговоркой. Национальность – это происхождение от общих предков, а в среде евреев всегда было множество “геров” – прозелитов из других народов. С другой стороны, еврей-вероотступник во все времена переставал считаться принадлежащим к еврейскому народу, и это отражено в современном “Законе о возвращении”. Евреи – это идеологическая общность, и как таковая она является сувереном Государства Израиль согласно “Декларации Независимости”. Общность, имеющая определенный облик – “духовный, религиозный и государственный”.
Когда мы заменяем в определении государства Израиль слово “еврейское” на выражение “еврейское национальное”, мы делаем важный идеологический ход. Мы подчеркиваем в еврействе только его национальную составляющую (происхождение от предков-евреев), уничтожая (или, по крайней мере, нивелируя) тем самым духовно-идеологическую компоненту. Отныне еврейский народ – это не общность, избранная Б-гом для выполнения духовной миссии на Святой Земле, для которой высшей ценностью является соблюдение Завета с Творцом, а этническая группа, интригами или силой добившаяся суверенитета над определенной территорией, для которой единственной “национальной ценностью”, зафиксированной в законе, является “развитие еврейского поселенчества”, то есть захват территорий. Красиво звучит? Не очень.
Принятием “национального закона” мы обидели не только друзов, которые гибнут за нашу страну и наш народ. Мы обидели десятки тысяч “геров”, которые не являются этническими евреями, но пришли к нам, чтобы разделить с нами бремя нашей духовной работы. Разумеется, я имею в виду искренних “геров”.
Принятием “национального закона” мы вбили очередной гвоздь в гроб еврейского облика государства Израиль, как это ни парадоксально. Ведь у “еврейской национальности” нет облика. Национальная одежда и обычаи у каждой диаспоры свои. Венгерский еврей, встретив на улице йеменского еврея, даже не поймет, что это еврей. Не говоря уже о том, что в израильском “плавильном котле” все эти “бабушкины обычаи” уже давно стали достоянием старых фотоальбомов или в лучшем случае – ультраортодоксальных кварталов.
Единственное, что реально объединяет еврейский народ и придает ему единообразный облик – это еврейские заповеди: соблюдение субботы, “кашрут”, обрезание, “мезуза” на дверях, молитва Единому Б-гу, святость семейной жизни. Спросите у любого непредвзятого нееврея, кто такие евреи – и он скажет: “Это народ, который не работает в субботу и не ест свинину”. Но это – не признаки национальности, это признаки идеологии!
Есть, правда, еще один объединяющий фактор: физическая опасность. И вот что интересно: чем больше мы стараемся сбросить с себя бремя заповедей и “еврейского облика”, тем больше этот “альтернативный фактор” объединения вступает в силу и начинает довлеть над нашим народом. Об этом предупреждали еврейские пророки, это доказано всей еврейской историей, от древности до наших дней. И самые страшные катастрофы происходили с нами тогда, когда бытовое желание обывателей сбросить с себя обузу заповедей превращалось в официальные декларации народных лидеров, о превращении нашего народа в “просто национальность”. Не стоит ли опомниться, пока не поздно, и сделать сознательный выбор в пользу первого объединяющего фактора? Ведь сколько раз уже мы переходили красную черту…
В ночь на 28 июля, в Израиле была подписана одна из крупнейших сделок года. “Банк Леуми” (“Национальный банк”), часть акций которого принадлежат государству, совершил продажу своей дочерней компании “Леуми Кард” иностранному инвестору – американскому инвестиционному фонду “Варбург – Пинкус”, за 2,5 миллиарда шекелей.
И хотя сделка подготавливалась в течение года, и хотя еще как минимум полгода она будет дорабатываться, и хотя совет директоров “Леуми” (напомним – “Национального банка”) одобрил ее еще в четверг, и хотя и продавцы, и покупатели (включая непосредственного представителя фонда “Варбург – Пинкус”, директора Лондонского отделения фонда Даниэля Зильбермана) являются евреями – все заинтересованные в сделке лица не нашли другого времени для торжественного подписания договора, кроме как ночь субботы.
Когда наше “национальное государство” устраивает сделку года между “национальным банком” и евреями диаспоры в субботу, грубо и бессмысленно нарушая ее законы, оно, условно говоря, проявляет себя как антинациональное. Точнее – антиеврейское. И никакие “Основные законы” и словесные декларации этот факт не затушуют.
6 комментариев to ““Национальный закон” без национальной составляющей”
Написать комментарий
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 821 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 471 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 075 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 734 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views
13 августа, 2018 at 17:41
Как можно понять из статьи, автор считает «Закон о национальном характере государства Израиль» ненужным и даже вредным. Если это так, то я полностью разделяю мнение автора.
А вот с тем, что евреем может считаться только тот, кто соблюдает субботу, кашрут, вешает мезузу…, то с этим согласиться нельзя. Гиюр только ортодоксальный. Нас последовательно подталкивают к мысли, что настоящие евреи – это только ортодоксы. А это уже опасно для государства.
Евреи заслужили называться народом, национальностью, нацией – у нас есть свое Государство! А попытки лишний раз доказывать, что Израиль – еврейское национальное государство, как это ни звучит парадоксально, ничто иное, как пережитки комплекса неполноценности.
Я бы предложил считать евреями всех, кто приехал по закону о возвращении (и у кого, следовательно, есть часть еврейской крови) и хочет быть евреем, разделяя со всем еврейским народом трудности и радости его жизни. Все-таки мы живем в XXI веке.
С уважением МТ
14 августа, 2018 at 12:26
То есть, Вы предлагаете силой искоренить еврейские традиции? Ведь согласно этим традициям, еврей – это тот, кто имеет мать-еврейку или прошел “гиюр” с принятием соблюдения заповедей. И сколько, по-Вашему, продержится еврейское государство, выкорчевывающее еврейские традиции?
14 августа, 2018 at 12:27
По поводу пережитков комплекса неполноценности я с Вами совершенно согласна, но это просто другой аспект.
14 августа, 2018 at 14:05
1. Простите, но я не вижу здесь (в комментариях) упоминания о применении силы и выкорчёвывании традиций.
2. Да и государство было создано, и противостоит враждебным силам (в том числе и части ультраортодоксии) без опоры на сугубо иудейские традиции.
Так что Израиль выстоит, если суждено.
А если развалится, то как и в старину по вине верующих фанатиков и сектантов, которые в наши дни начинают с протестов против призыва их в армию.
Дальше хуже. За счёт демографического успеха они угробят это уникальное государство, высосав все соки из госбюджета на свои нужды.
14 августа, 2018 at 18:10
По первому пункту – предложение коррекции понятия “еврей” носит не частный характер, а государственный. То есть, предлагается на государственном уровне изменить определение еврейства, тем самым противопоставив государство Израиль еврейской традиции (как если бы официальный выходной день был перенесен на воскресенье). Это я и называю “выкорчевыванием традиций”. Первый такой опыт произвел исторический персонаж Иеровам бен Неват (см. “Книгу Царств”), введя в Северном Израильском царстве поклонение золотым тельцам вместо храмового служения. Результат – полная ассимиляция и исчезновение 10 колен.
По остальным пунктам позволю себе не реагировать за бессмысленностью.
14 августа, 2018 at 19:21
Во время первой войны с Ираком Арье Дери сказал, что ракеты прилетавшие в Израиль падали на открытой местности исключительно потому, что он и паства, иже с ним, возносили молитвы Всевышнему. Нам постоянно пытаются внушить, что не надо армии, достаточно евреям всем изучать Тору и мы уже защищены.
Если и Вы верите в эту ересь, то таки да, реагировать на остальные пункты бессмысленно, как и пытаться объяснить, роль Всевышнего во времена Холокоста.