Ноя
29
Нужно ли перевозить в Израиль прах рабби Нахмана?

автор: Шошана Бродская

Заранее предупреждаю читателя и извиняюсь: в этой статье будет много цитат. Я человек маленький, к тому же женщина, с раввинами не спорю. Поэтому придется “прикрываться”, доказывая свои тезисы, цитатами из святых текстов и классиков иудаизма.

О чем же речь?
6 ноября радиостанция “Галей ЦАХАЛ” опубликовала интересную новость: израильский МИД в лице замминистра Ципи Хотовели официально обратился к правительству Украины с просьбой о перевозе останков известного хасидского авторитета, рабби Нахмана из Умани, в Израиль. Официального ответа еще не получено; но неофициальные источники в украинском правительстве уже дали понять, что просьба удовлетворена не будет: дескать, такой шикарный источник доходов от туризма и нам самим не помешает.

ортодоксыВ этой связи неплохо вспомнить, что каждый раз после “новогоднего” массового паломничества евреев из всех стран на могилу рабби Нахмана украинские СМИ обязательно замечают, какие проблемы создает их многострадальной родине это паломничество, какую грязь оставляют после себя евреи, как растет преступность и пр. Реагируют и местные националисты. В частности, в нынешнем году, в ночь с 20 на 21 сентября, в Умани взорвалась самодельная бомба, пострадало два паломника (местная полиция завела дело по статье “хулиганство”). Партия “Свобода” устроила очередной марш под лозунгом “Умань без хасидов”. Такие марши проводятся с 2010 года.

Свою деятельность украинские националисты обосновывают тем, что местные жители страдают от паломников: те ввязываются с ними в драки, не подчиняются милиции, скупают квартиры, используют опасную пиротехнику, не убирают грязь и устраивают дикий шум. Но, видимо, эти страдания “окупаются”. По оценкам некоторых блоггеров, паломники тратят в Умани за неделю праздника не менеее 1000 долларов на человека (помножим на порядка 40 тысяч паломников и на курс гривны). За такие доходы можно и неудобства потерпеть.

Но попробуем оставить в стороне “денежный вопрос” и посмотреть на проблему с точки зрения еврейской традиции. Что происходит на могиле рабби Нахмана, и нужно ли нам, чтобы ЭТО происходило на Святой Земле?
Итак, первая цитата, из сказанного бреславским активистом, равом Арье Липо, радиостанции “Галей ЦАХАЛ” в связи с инициативой нашего МИДа (цитируется по “Аруц 7” за 6.11): “Рабби Нахман обещал, что тому, кто придет к нему [на могилу], он сделает вечное благо и вытащит его из любой подземной бездны, в которой тот находится. Когда это будет в Израиле, весь еврейский народ сможет получить исправление [души]“.

Вот так. Можно всю жизнь грешить, не соблюдать субботу, есть свинину, грабить ближнего, насиловать чужих жен и т. п., докатиться до “любой подземной бездны”, а потом прийти на могилу рабби Нахмана – и все, билетик в рай в кармане. Напоминает что-нибудь? Много чего.
Давайте только сделаем оговорку. То, о чем идет речь в этой статье, не затрагивает личность рабби Нахмана. Речь идет только о культе личности этого раввина в наше время, среди наших современников.
Культе личности, граничащем с идолопоклонством.

Не преувеличиваю ли я? Что такое идолопоклонство? Не будем придумывать и процитируем Рамбама, “Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях” (2:1): “Главное в заповеди об идолопоклонстве – запрет культа любого из созданий… Даже если поклоняющийся знает, что подлинный Б-г – только Г-сподь, и поклоняется созданию по той же причине, по которой им поклонялись Энош и люди его поколения (чтобы воздать почести “приближенным слугам” Всевышнего, коими они считали объекты поклонения – Ш. Б.) – все равно он идолопоклонник”.

То есть, можно быть Б-гобоязненным евреем, и при этом служить идолам!
Тут есть тонкая грань, которую надо иметь в виду. Действительно, в наших источниках встречаются фигуральные “обращения” к духовным сущностям, например – праматери Рахели, некоторым ангелам – с “просьбой” передать наши молитвы Всевышнему. Понятно, что сами молитвы при этом обращены исключительно и напрямую Всевышнему, нам только морально легче от того, что кто-то “на Небесах” к ним как бы присоединяется. Это – не идолопоклонство.

Если же молитва (просьба) обращена к самому творению, если мы просим его совершить независимо от воли Всевышнего действие, изменяющее реальность, или выполняем требование культа, ожидая такого действия – это идолопоклонство.

Поэтому, когда мы, имея какую-то проблему, едем молиться на могилу праведника, нужно задать себе вопрос: почему мы едем именно туда? Потому, что в этом месте нам легче молиться Всевышнему (не идолопоклонство) – или потому, что по нашим сведениям эта могила или этот усопший помогают от данной проблемы или от всех проблем сразу (идолопоклонство)?
Очевидно, что человек не будет тратить бешеные деньги (зачастую последние), испытывать страшные неудобства и уезжать из Святой Земли в пропитанную еврейской кровью чужую страну из соображений, что “ему там легче молиться”. Люди едут на Рош а-шана в Умань потому, что таково требование культа, исполнение которого сулит награду – “поднятие из любой бездны”. Определение этому не вызывает сомнений.

Вернемся к вопросу, заданному в заголовке. Похоже, ответ на этот вопрос требует глубокого анализа последствий данного действия. Станет ли место захоронения рабби Нахмана в Израиле, потеряв связь с “легендарной” Уманью, обычной могилой – одной из сотен могил известных раввинов, нашедших упокоение в Святой Земле? Или вместе с прахом рабби Нахмана в Израиль “переедут” уманские вакханалии, и евреи со всего света начнут съезжаться на Рош а-Шана в Израиль не для того, чтобы быть поближе к Иерусалиму и Храму в этот святой день, а для того, чтобы поклониться рабби Нахману, повернувшись к Храму спиной?

Кстати, о Храме. Согласно одному из мидрашей, до греха с золотым тельцом еврейскому народу не нужен был Храм – материальное воплощение связи еврейского народа со Всевышним, “канал”, соединяющий наш бренный мир с духовными мирами. Связь была прямой, неопосредованной – между каждым человеком и его Творцом. Создав золотого тельца, евреи расписались в собственной неспособности жить на таком высоком духовном уровне. Они хотели иметь “посредника”. Когда Моше был с ними, он выполнял роль такого “посредника”, но вот он ушел на гору, и евреям стало очень одиноко. Не выдержав испытания ожиданием, они отлили себе идола.

Всевышний снизошел к слабостям человеческого рода, и дал нам заповедь о Храме. Основная функция Храма в иудаизме – быть проводником человеческих молитв (причем не только еврейских), тем самым “посредником” между маленьким Человеком и непостижимым Б-гом, какого так жаждет трепещущее человеческое сознание.

Вот как говорит об этом царь Шломо, построивший Первый Храм: “Разве будет находиться Б-г на земле?.. Ведь не только небеса, но и Небеса небес Его не вместят! Тем более – это здание, которое я построил. Но примешь Ты молитву раба Твоего… Взор Твой будет обращен к этому Дому ночью и днем, к месту, о котором Ты сказал: там будет Имя Мое, чтобы слышать молитву, когда раб Твой будет молиться, [обратившись] к этому месту… Любую молитву, любую просьбу любого человека… который возденет руки к этому Дому, услышишь Ты на Небесах, в месте Твоего обитания, и простишь, и исполнишь” (Малахим I, 8).

Важно помнить: дав заповедь о Храме, Всевышний категорически запретил придумывать любых других “посредников” между Собой и людьми.

Сейчас, когда у нас нет Храма, мы чувствуем себя примерно так же, как наши предки во время Синайского откровения после ухода Моше. Мы очень одиноки. Нам кажется, что Всевышний не слышит наши молитвы, и мы ищем “посредников”, эдакого всемогущего “дядю Сэма”, который будет представлять наши интересы в Небесных чертогах. Кто-то выбирает живых праведников, кто-то умерших, кто-то могилы, кто-то прочие святые места. Все это трагическая ошибка. У нас есть прямая связь. Не нужно делать золотых тельцов. Если тяжело – нужно строить Храм.

766 Просмотров
Комментарии (0)

Написать комментарий