Автор: Шендерович Юрий, д.т.н.(Арад, Израиль), yurashe@gmail.com
Декларация о создании государства в 1948 году призывала к созыву Учредительного Собрания, которое должно было принять конституцию Государства Израиль. В связи с этим следует отметить письмо Бен Гуриона , направленное лидерам религиозного движения «Агудат Исраэль». В письме он обещал пойти на ряд уступок в области права в будущем государстве. В частности, он обещал провозгласить субботу днём отдыха. Также Бен-Гурион обещал отказаться от гражданских браков и обеспечить автономию религиозного образования. Это письмо определило внутреннюю политику Государства Израиль на десятилетия, укрепив позиции религиозного сектора в государстве, тем самым породив понятие «статус кво».
Однако война, начавшаяся 15 мая 1948 с арабским населением Палестины и армиями соседних арабских государств, не позволила начать нормальную жизнь, и тем более, заняться созданием конституции. 16 мая 1948 года президент Всемирной сионистской организации Хаим Вейцман был избран главой Временного государственного совета Израиля. Главой правительства, возглавившим вооруженную борьбу за государство Израиль, стал глава Народного Совета ишува (еврейская часть населения подмандатной Палестины) и руководитель Еврейского агентства «Сохнут» Давид Бен Гурион. В сентябре 1948 г. был создан Верховный суд.
В одном из первых решений Верховного суда постановлено: «Декларация выражает видение народа и его кредо, но в ней не содержится какого-либо подобия конституционного закона, то есть чёткого руководства к действию по реализации различных законов и постановлений или их отмене».
Социальный состав населения определялся тем, что в сельском хозяйстве производством занимались кооперативы (кибуцы и мошавы), а в поселениях городского типа работники, объединенные профсоюзом «Гистадрут», создавшим сеть собственных предприятий. Слой образованного населения был невелик и, в основном, был образован алией из европейских стран Польши, Германии и др.
Заметную часть населения составляла алия евреев, уцелевших после Холокоста. Управление ишувом осуществлялось, главным образом, представителями сионистского движения. В январе 1949 года было избрано Учредительное собрание, вскоре получившее название Кнессет 1-го созыва. В феврале 1949 года Кнессет утвердил кандидатуру Вейцмана в качестве первого президента страны и постановил, что будут приняты основные законы, которые впоследствии составят нормальную конституцию. В Кнессет 1-го созыва были выбраны представители 12 партий (из 14), что свидетельствовало о многосекторном составе населения Государства Израиль.
В последующих выборах количество партий постоянно увеличивалось и в настоящее время достигает порядка 40; причем в Кнессет проходит 12-15 партий. Ввиду больших разногласий по поводу создания конституции как в социальном устройстве государства, так и в отношениях религии и государства Кнессетом был принят подход создания Основных Законов, которые лягут в основу будущей конституции. Это решение принималось на фоне тяжелой экономической ситуации, сложившейся после Войны за независимость. Наряду с государственным строительством необходимо было решать задачи народного хозяйства.
В 1958 году Кнессет третьего созыва принял первый из Основных Законов — Основной Закон о Кнессете. С 1958 по 1991 год Кнессет принял девять Основных Законов, регламентирующих деятельность высших государственных органов, в том числе и закон о выборах. Главной особенностью Основных законов, отличающихся от других законодательных актов – принятие их большинством 50% +1 голос (как и изменения), в том числе и «Закон о выборах в Кнессет». Таким же большинством создается и правящая коалиция. В мае 2003 года Кнессет 16-го созыва инициировал проект разработки конституции Государства Израиль.
Предполагалось, что проект будет пользоваться широкой поддержкой как в Израиле, так и среди евреев всего мира, и поэтому он получил название «Конституция на основе широкого консенсуса». Законодательная комиссия провела примерно 90 заседаний в качестве комиссии по подготовке проекта конституции. Кроме депутатов Кнессета в работе над проектом приняли участие юридические советники, видные профессора-юристы, представители министерств, судьи и бывшие судьи Верховного суда и других судов, эксперты исследовательских институтов, представители общественных организаций, а также зарубежные эксперты. В январе 2006 года работа над проектом конституции была завершена. Однако проект так и не был принят. Основная причина этого – сопротивление руководств ортодоксальных общин из-за разногласий по «статус кво» между светским и религиозным секторами общества.
Другой фактор существования политического кризиса – отсутствие разделения властей, которое является одним из базовых принципов демократической власти. До начала 2000-х годов такое положение было оправдано, поскольку с одной стороны, продолжалась череда вооруженных конфликтов, начатых «Войной за независимость». С другой стороны, надо было строить народное хозяйство: жилищное строительство, механизировать сельское хозяйство, создавать торговый флота и авиакомпании, вести разведку полезных ископаемых и развивать промышленность, расширять дороги и создавать инфраструктуры, энергосистемы и др.
Кроме того, были задачи приема и адаптации алии из различных стран Запада и Востока. Поэтому была очень важна высокая мобильность действий исполнительной власти. Основная законотворческая деятельность Кнессета была связана с принятием законов, регулирующих повседневную деятельность государства. Отсутствие четкого разделения законодательной и исполнительной властей создало неопределенность для действия судебной власти. При отсутствии конституции судебная власть приняла доктрину судебного активизма, вмешиваясь в сферу и исполнительной и законодательной властей. Конфликты между властями породили политический кризис, который достиг определенного пика в настоящее время.
Еще один фактор существования политического кризиса – система выборов. Главные вопросы, решаемые на выборах в Израиле – безопасность, экономика, общественные отношения. Безопасность Израиля, находящегося в окружении сил, стремящихся к уничтожению сионистского государства, разделила на два лагеря – «правые» и «левые. «Правые» возражают против какого-либо возврата территорий и даже создания независимого палестинского государства. «Левые» наоборот ратуют о создании двух государств для двух народов и даже готовы отдавать территории в обмен на мир.
В экономике также наблюдается разделение на «правые» и «левые». Израиль – страна смешанной трехсекторной экономики: 1) кооперативные предприятия и хозяйства; 2) предприятия в собственности государства; 3) частное предпринимательство. Когда Государство Израиль появилось на карте, повсеместно принятой идеологией в стране была безусловная вера в социализм. Однако начиная с прихода к власти в 1977 г. партии «Херут» (впоследствии «Ликуд») правительство главе с М.Бегином взяло, в соответствии со своей программой, крутой курс на либерализацию экономики, которая соответствует понятию «правые». По мере развития либеральной экономики в Израиле появилась развитая промышленность, хайтек-индустрия; киббуцы занялись предпринимательской деятельностью. Идеология социализма в мире потерпела крах, так что «левые» стали придерживаться взглядов европейской социал-демократии.
Судя по результатам выборов – до 2000-х годов большинство населения придерживало «левых», но последние 15-20 лет большинство населения поддерживает «правых». Кроме «правых» и «левых» основную выборную палитру формируют две большие группы: религиозные евреи и арабы мусульмане*, а также многие интересанты, выражающие требования очень маленьких групп населении. Комбинации указанных направлений увеличило количество партий, принимающих участие в выборах в Кнессет с 14 до более, чем 40. При этом следует иметь в виду, что консолидированное голосование ультраортодоксальных партий значительно искажает результаты выборов. Создать устойчивое правящее большинство при отсутствии конституции, да еще при существующих далеко не совершенных Основных Законах Израиля, изменяемых подчас только в интересах коалиции, практически невозможно. Это и показывает возникший политический кризис.
Последнее, что необходимо отметить – это правовой тупик, поскольку правящая последние 20 лет политическая элита не хочет ограничить свое всевластие. При этом Основной Закон Израиля о референдуме, не дает возможности влиять народу на политическую жизнь в государстве, разрешая узнавать мнение народа только на вопрос об отдаче земли Израиля. Поэтому первоочередной задачей общественности – потребовать создание полноценного закона о референдуме, который обеспечит власть народу – единственному суверену власти в Израиле
Примечание: *В 2020 г. 73,9% – евреи (9 миллионов 327 тысяч), 19,7% – арабы (1 миллион 966 тысяч), другие- 4.35% (406 тысяч); 467 тысяч израильтян (5%) составляют христиане, представители других конфессий и репатрианты, не являющиеся евреями в соответствии с религиозными критериями.Из проживающих в Израиле евреев 44 % считают себя светскими, 36 % — соблюдают традиции, 20 % — религиозные (в том числе 9 % ультраортодоксов — «харедим»).
Написать комментарий
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 39 821 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 350 views
- Что в имени тебе моем? - 10 090 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 843 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 604 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 471 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 231 views
- Борьба. Who is Who? - 6 075 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 734 views
- «Модный приговор» Араду - 5 256 views