Тель-Арад – древнее городище
Барух Пасынков
Тель- Арад.
“Помпеи бронзового века”
В Израиле глубокая древность зачастую соседствует с сегодняшним днем. Арад, в котором мы живем, появился на свет в 1962 году. Но в 8 км от нас находится тот Арад, который несколько раз упоминается в Книге Книг. Если проехать по шоссе на Беер-Шеву несколько километров, то направо уходит дорога, поднимающаяся наверх в горы, и из окна автобуса можно увидеть в 2-3 км у подножья гор холм с крепостными стенами наверху. Это и есть Арад –5000 летней давности. Таких холмов (холм – “тель”) немало по всему Ближнему Востоку, и очень часто они скрывают внутри себя много тайн. Тель-Арад – древнее городище, существовавшее еще до того, как евреи стали народом, было частью Ханаана. Эта страна простиралась от Синайской пустыни до границ Сирии и до реки Иордан. Название, означающее “Пурпурная страна”, связано с краской для мантий, которую добывали здесь из особого вида моллюсков. Ханаан был конгломератом городов-государств, которые часто воевали между собой, изредка объединяясь против общего врага. Ханаанеяне – семитский народ, молились многочисленным божествам, главными из которых были Баал (Ваал) – бог дождя, бурь и войны и его жена Астарта-богиня любви. В храмах устраивались священные оргии с человеческими жертвоприношениями. Такие обряды были характерны для язычников. Вспомним, что в Киевской Руси, до принятия христианства, славяне собирались каждую весну на правом, высоком берегу Днепра, устраивали празднество и выбирали самую красивую девушку. Все это очень напоминает современные ,,конкурсы красоты,,. Но финал был иным. Избрав “королеву красоты” собравшиеся с песнями и плясками бросали ее в воду, принося жертву Перуну – надо было обеспечить удачу в делах, обильный урожай и все прочие блага. О древнем Араде знали из Библии, но лишь раскопки, проведенные в этих местах в 60-х годах под руководством Рут Амиран, сделали возможным знакомство с бытом ханаанеян, живших здесь 5000 лет назад, в эпоху, которую историки называют Ранним Бронзовым веком. В городе, расположенном на перекрестке торговых путей, окруженном высокими стенами с башнями, жили 2500-3000 жителей. Процветала экономика – шла оживленная торговля с Египтом и с другими городами Ханаана. Здесь занимались различными ремеслами и сельским хозяйством – в найденных кувшинах сохранились обугленные зерна пшеницы, ячменя и других культур, пролежавшие в земле тысячи лет. Был найден череп со следами трепанации – т. е. проводились даже нейрохирургические операции – за 3000 лет до н.э.! В этом полупустынном районе, где выпадает в год 170 мм осадков, существование человека зависит от его способности сохранить воду. Город мог существовать, так как ханаанеяне выяснили, что местные скальные породы не пропускают воду. В центре древнего Арада был выкопан большой бассейн, куда стекала вода в период дождей по канавам, проложенным вдоль улиц. Бассейн тщательно охранялся. Горожане жили в домах, характерных для той эпохи, которые археологи так и называют -“арадские дома”. Здесь было городское управление, имелись общественные учреждения, дворцы, храмы, а также склады и лавки. Это место несколько раз упоминается в ТАНАХе. Двенадцать племен шли долгим путем через Синай в район нынешнего Эйлата и затем двинулись на север. Первый город на их пути в Землю Обетованную был Арад, но местный царек во главе отборного войска отбил эту атаку. “Царь Арада, ханаанеянин, который жил на юге, услышал, что Израиль выслал шпионов, тогда он пошел воевать против Израиля и взял пленных Числа 21:1. Израильтяне, потерпев неудачу, должны были отступить, двинулись через восточное побережье Мертвого моря дальше на север, и вошли в страну, захватив Иерихон”. И здесь начинается относительно новая история Арада – израильский период эпохи Первого Храма. В израильское время древний Арад почти на протяжении 500 лет служил южным бастионом, охранявшим центральные районы от набегов кочевников. Как в России на границе со степью стояли заставы, так здесь на краю пустыни, откуда волна за волной шли адомиты, моавитяне, амалекитяне – стояли прифронтовые крепости. Уже позднее, во времена Рима, здесь проходил “Лимэс” – линия укреплений на границе Империи (их остатки сохранились в нескольких местах страны). Окруженная каменными стенами цитадель стоит на вершине холма. Через ворота крепости маршировали израильские солдаты 3000 лет назад, шла оживленная торговля с Египтом и Аравией, кипела жизнь. При раскопках наряду с жилыми постройками археологи нашли святилище – единственное за пределами Иерусалима, хотя меньшее по размерам, но в точности повторяющее по плану (Исход 20:24-25) Храм Царя Соломона. Здесь можно видеть двор, алтарь для жертвоприношений, сложенный из камней, небольшие алтари, там воскуряли фимиам, и два больших камня, стоящие внутри святилища (библейские Яхин и Боаз). Следует отметить, что все находки, связанные с Эпохой Царей Израилевых – вплоть до разрушения Храма и увода иудеев в вавилонский плен в 586 г. до н.э. – являются очень редкими и представляют большую историческую ценность. Лет 15 назад в Иерусалиме французский турист купил у старьевщика яйцо из слоновой кости за пару десятков долларов. Вскоре выяснилось, что он приобрел экспонат Первого Храма, и израильское правительство выкупило яйцо за полмиллиона (сейчас его можно видеть в Музее Израиля). Особый интерес представляют найденные здесь черепки с письменами – остраки. Это самое большое в стране собрание надписей той эпохи – их возраст более 2600 лет. Многие надписи представляют переписку командира крепости с центральным правительством в Иерусалиме. Звали его Элияшев, сын Ишияху, и эта фамилия упоминается в Танахе! Для археологов Танах (он же христианский Ветхий Завет) – практически единственный источник сведений о тех далеких временах, и Книга Книг служит для них путеводителем в раскопках по всему Ближнему Востоку. Эти надписи также интересны в истории развития письменности. Если клинопись и иероглифы, насчитывающие тысячи знаков, возникли раньше, то буквы появились в этой стране (по-видимому, сначала в Ханаане), и затем перешли в виде латинского и греческого письма в Европу. Не случайно в европейских языках есть слово “алфавит” – от семитского “алеф – бэт”. С вершины цитадели 575 м. над уровнем моря, открывается впечатляющая панорама Арадского плато. У подножия – виноградники, и из местного винограда получают “кабернэ” и “марло”, известные во всей стране. Тель-Арад известен далеко за пределами Израиля, и не случайно за богатство находок его назвали “Помпеи Бронзового Века”.