(Окончание. Начало в газетах от 25 марта и 8 апреля)
Ещё одна из галерей в проекте “Эшет Лот” принадлежит супругам Алону и Авиталь Аарони. Алон – учитель и скульптор. В своём творчестве он базируется на связи человека с общиной, в которой он сформировался и существует. Его произведения, для создания которых он использует бетон, железо и мозаику, рождаются, по его словам, в недрах его души из разгово-ров с людьми как визуальное воплощение их чаяний и общественных устоев.
Авиталь- скульптор и дизайнер керамики, по профессии школьный учитель.
Открыв здесь галерею, этой творческой семейной паре удалось воплотить в жизнь то, о чём они мечтали десять лет, с тех пор, как поселились в Араде. Ангар, в котором они расположились, поделён на четыре не равные зоны.
Половину площади занимают мастерская для работы с металлом, мастерская для работы с керамикой и мозаикой и выставочный зал, а другая половина этого огромного помещения предназначена для проведения душевных бесед, творческих встреч и вечеров отдыха, способна вместить более ста человек одновременно. Супруги Аарони свой проект назвали “Мара-а бамидбар”, что после их объяснений можно перевести на русский как “Видение (мираж) в пустыне”.
Они это название связывают с несколькими аспектами. Юг с экономической и политической точки зрения – заброшенный регион, однако и здесь живут творческие люди, способные с помощью искусства создавать чудеса; и тут же рядом пустыня – открытая для ветров и чистого воздуха место, предоставляющее тишину и покой, способствующее раскрытию души и самовыражению человека при помощи прикосновения к искусству.
Основной идеей, которой Авиталь руководствуется при проведении занятий в группах, – это попытки совместить физическую сторону деятельности с духовной. Поэтому её занятия несут психологическую нагрузку, призванную помочь человеку разобраться в своём отношении к религии, общине и государству в целом. Такие занятия по её педагогическому опыту способны снизить уровень агрессивности людей относительно окружающего их общества и помочь более чётко разбираться в общественных процессах.
Для участия в своём проекте и проведения занятий в группах они приглашают различных деятелей искусств. И не важно, будут это танцы, драма, мастер – классы изобразительного искусства или восточная экзотика – китайская “Тай Чи” и “Йога – данс”.
Особенно интересны музыкальные вечера, рассчитанные на взрослую аудиторию со сложившимся вкусом. Так, недавно были проведены вечера саксафона и музыки блюз. При выборе репертуара учитываются и электоральные вкусы. Например, они не без основания считают, что наш брат “русский олим” предпочитает больше классический репертуар.
Желание открыть галерею навеяно также тем, что, выставляя на обозрение произведения, не надо сталкиваться с политикой в изобразительном искусстве и проходить специальные бюрократические проверки уровня произведений для выставки. Вместе с ними работает мастер по металлу Борис Мордкович, который воплощает по эскизам Алона его художественные замыслы в металле. Как они считают, Борис не только виртуоз сварки и мастер-“золотые руки”, но он является также частью души всего проекта и его движущей силой.
Сама же Авиталь, являясь штатным сотрудником министерства просвещения, проводит работу с учителями и руководителями учебных заведений. Основными темами этих занятий являются вопросы равенства полов, снижение уровня насилия в обществе. Кроме того, для воспитателей детских садов, она проводит курсы, специализируя слушателей на выявлении детей с проблемами, для последующего направления их на соответствующую профилактику. И всё это, включая бедуинский сектор.
Замечательный проект “Эшет Лот”, находящийся ещё в самой начальной стадии, может и не дожить до своего расцвета по милости отдельных «мудрецов» в городском управлении, которым возможность относительно легко и быстро поправить финансовое положение городской казны застилает здравый смысл.
А дело вот в чём. Известно, что если в окружающей нас природе можно (как бы задаром) чего-нибудь добывать, то это как божий дар, с точки зрения экономического развития.
К сожалению, в окрестностях Арада организовать, например, добычу пушнины или мяса невозможно, так как диких лисиц мало, последний барс давно откочевал в иудейские горы, а верблюды принадлежат бедуинам.
Вот и замыслили горячие головы добывать фосфаты, обнаруженные прямо под нашим носом. Точнее в двух – трёх километрах от того места городской промзоны, где начал разворачиваться действительно важный и правильный проект “Эшет Лот”. Завод “Ротем Амферт”, производящий минеральные удобрения и кислоты, исчерпал ресурсы своих карьеров и в поисках новых залежей сырья скоро должен закончить разведку залежей фосфатов в этом месте.
Чем примечательна разработка открытого карьера, я, думаю, многие понимают. Для полной картины следует учесть, что роза ветров в наших окрестностях такова, что ветер практически всё время дует в сторону города с одной и той же стороны и, как назло, именно с той, где обнаружили пресловутые фосфаты. А поскольку уровень поверхности земли в том месте намного выше поверхности города, то картина становится не только ясной, но и зловещей для нашего будущего.
Для любого проезжающего мимо открытых карьеров завода “Ротем Амферт” это особенно наглядно. Даже “Сталкер” в картине А. Тарковского бродил по куда более симпатичной Зоне. И вот уже отдельные безумцы надеются, что “городское руководство не захочет наступить на одни и те же грабли дважды”, сетуя на то, что в свое время наши рулевые скрепя сердце отказались устроить на окраине города всеизраильскую свалку мусора. Несколько лет назад желающим заработать на дармовом сырье пришлось отказаться от этой мысли под давлением общественности города. Кому-то в городе явно неймётся обустроить место для “пикника на обочине”.
Не одинаково к перспективам развития Арада относятся деятели искусств – участники проекта “Эшет Лот”. Шмулик Кальдарон, например, считает, что Арад может развиваться как город с высоким уровнем культуры и искусств и в то же время иметь развитую промышленность. А экология, по его мнению, и так не в порядке, достаточно вспомнить про радон. В Араде один из самых высоких уровней радиации этого газа в Израиле.
А вот Доррит Якоби (ее муж работает в этой сфере, а один из её четверых детей как геофизик по образованию хорошо знаком с проблемой фосфатов) считает, что с учётом природных факторов назначение Арада не промышленное и категорически не приемлет возможность разработки фосфатов на границе города. Впервые услышав от меня о наметившихся «перспективах города», все остальные деятели искусств, участники проекта «Эшет Лот», в один голос заявили, что основным богатством Арада, расположенного на стыке двух пустынь, являются уникальная природа и лечебный климат, обусловленный также близостью к Мертвому морю. И превращение зоны туризма на Юге страны в Зону, описанную в свое время братьями Стругацкими, будет преступлением.
Нисенбойм Григорий
Фото автора
Еще о музеях Арада
Написать комментарий
Искусства
Самые популярные
- Актуальные проблемы долголетия - 40 326 views
- Повышение уровня дохода людей пенсионного возраста начиная с 2017 года - 10 404 views
- Что в имени тебе моем? - 10 135 views
- Израильские «хрущевки»… То ли еще будет! - 6 903 views
- ДЕПОРТАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ЕВРЕЕВ - 6 644 views
- Уроки израильских выборов 2019 г. - 6 605 views
- АРАД НЕ ПРОДАЕТСЯ - 6 267 views
- Борьба. Who is Who? - 6 124 views
- Пришел. Увидел. Победил - 5 764 views
- «Модный приговор» Араду - 5 302 views