Сен
18
В Израиль прибыли «Писающие мальчики». Двое из них в Арад


Во всем мире с незапамятных времен популярны писающие скульптуры, а первый среди них «Писающий мальчик». До сих пор не установлено, чем же так привлекают внимание людей подобные изображения, но считается, что эта мода пришла в мир из Бельгии, и прежде всего из ее столицы Брюсселя. Manneken Pis (так на языке оригинала называется этот шедевр) вот уже несколько веков прилюдно справляет малую нужду без тени смущения. Этот, с позволения сказать манекен, давно стал самым популярным брендом Бельгии и не только маячит там повсюду в виде сувениров, но и фигурирует в названиях кафе, ресторанов, магазинов и прочих заведений.

Именно из Бельгии в августе в Израиль прибыли эти, с позволения сказать «писари». Но в этот раз не в качестве сувениров, а в качестве призов. Да, именно «Писающий мальчик» стал призом в литературном конкурсе писателей, пишущих стихи и прозу на русском языке.
Открытый финал Шестого Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира» в 4-х номинациях прошёл с 12 по17 августа в Брюсселе, Льеже и Париже.

В финальной, очной, части фестиваля после отбора через интернет произведений участников из 15-ти стран мира выступили: из Израиля и США по – 5 участников, из России – 4, из Украины-3, из Германии – 2, по одному – из Бельгии, Дании, и Франции. По одному конкурсанту из Израиля и Германии были также допущены заочно с помощью видео.

Герман ГуревичНаши, израильтяне, получили призы в тех номинациях, в которых выступали: Марина-Ариэль Меламед (Иерусалим) – «Золотой Манекен-Пис» за статью «Русская поэзия в Израиле» в подноминации «Критическая статья или эссе о современной русской поэзии за рубежом»; «Серебряный Манекен-Пис» заработали Марина Борщевская (Бат-Ям) – в номинации «Поэты-эмигранты» и Герман Гуревич (Арад) в подноминации «Критическая статья или эссе об эмигрантском творчестве русскоязычного поэта» – за эссе «Бродский, Пастернак и любители поэзии в ХХI веке», Скляднев Леонид (Беэр-Шева) – бронза, в номинации «Поэты переводчики» за переводы с испанского.

Был еще один конкурс – «Неоставленная страна», но в его финале израильтяне не присутствовали.
Кроме того, в развлекательном конкурсе «Поэтический слэм» (состязание в умении не только писать стихи, но и читать их со сцены, умении донести до зрителя свои эмоции и чувства, зачастую стихи с юмором с включением обязательных слов – в нашем случае «эмигрантская лира») приз колокольчик, у которого вместо ручки все тот же “Манекен-Пис” получил, разделив первое место с представителем Франции, Герман Гуревич за «Песенку израильского пенсионера», где с юмором изложены не только наблюдения автора, но и красиво уложено обязательное словосочетание:
писающий мальчик Maniken Pis«…Россию с Эвридикою
сравнить – идея дикая, 
но в эмигранте каждом
скрывается Орфей.
Кто с эмигрантской лирою
пройти всю жизнь планирует, 
тот человек отважный –
хоть грек он, хоть еврей.
У нас культура – русская,
мы знаем, как закусывать,
и привезли в Израиль
классический балет.
На каждого читателя
уже по два писателя:
который не прозаик,
считается – поэт. …».

Герман Гуревич принял участие также и в конкурсе «Поэты переводчики» со своими переводами Байрона из «Еврейских мелодий»:

«Она идет, прекрасная, как ночь
В безоблачной и многозвездной дали,
И темноте и свету – словно дочь –
В ее очах закаты угасали,
Самих себя пытаясь превозмочь,
Чтоб резкие тона нежнее стали.……»

Описывая вышеприведенные результаты фестиваля, я все пытался понять, чем руководствовались организаторы фестиваля, когда в качестве приза выбрали «писающую» фигурку? Что общего в этом символе с писанием литературы? Покопавшись в Интернете, обнаружил интересную мысль по поводу фигурки «писарчука» размером в оригинале всего-то 61 сантиметр: «Рост здесь не важен, главное тот дух свободы и бунтарства, который источает мальчик». Хотя согласно физиологии фигурка источает иное…былое, но больно уж красиво закручено. А поскольку литераторы, по существу, должны отвечать подобным качествам, то я с легким сердцем ее (мысль) принимаю.

И на всякий случай, чтобы не описаться (простите за созвучность), решил привести обобщения и наблюдения Германа Гуревича в прямой речи:
«В наше время эмиграция перестала быть трагедией. Проблема трудоустройства и языка – это не прежняя разлука навсегда с близкими и родными берёзками. Кое-кто из участников фестиваля «Эмигрантская лира» не один раз поменял гражданство (Россия – США – Германия, Украина – Израиль – Канада и т.п.) Вместе с «поэтами» эмигрировали и читатели, которых по-прежнему волнуют вечные темы: любовь, смысл жизни и того, что после неё, тайны творчества, судьбы русского языка, литературы и поэзии…».

Кроме того, он высказал довольно-таки смелую мысль по поводу переводов: «Знание двух-трёх языков становится нормой. И не так уж интересен поэтический перевод, добросовестно передающий содержание и форму оригинала. А вот свободные вариации на его тему могут быть более интересны. Конечно, при условии, что потенциал «переводчика» соответствует его претензиям».

Своё критическое эссе «Бродский, Пастернак и любители поэзии в ХХI веке» Г. Гуревич заканчивает двумя цитатами:
“ Бродский: «В эмиграции больше пишущих, чем читающих».
Байрон: «Наше время никак не является периодом расцвета английской поэзии: (так называемых) поэтов стало больше, а поэзии соответственно меньше»”.
Делая акцент на слове «соответственно», Герман приводит соответственные (что-то сегодня много тавтологии, прошу прощения) аргументы сегодняшнего дня: “ Только на одном поэтическом сайте stihi.ru разместилось около 25 миллионов произведений более чем 500 тысяч «поэтов». И сколько же там осталось «поэзии»? Очень многие подражают Бродскому, но без его таланта, эрудиции, ума и чувства юмора”.
По поводу конкурса поэтов-переводчиков, в котором Германа не оказалось в призерах:
“Я читал три перевода из «Еврейских мелодий» Байрона и последнему из них дал подзаголовок «Байрон-сюита. 2014», предупреждая, что это – свободные вариации на тему байроновского стихотворения.  У жюри же оказался более ортодоксальный взгляд на поэтический перевод.
В качестве примера отхода от Байрона, Герман предложил следующее:

…О жажде славы и любви, и даже
О неизбежных терниях венца.
Есть До и После, Вечно и Однажды,
И не было Начала и Конца.

Герман Гуревич, 1934г. рождения, инженер, родился, учился и работал в Ленинграде, при том, что считает себя петербуржцем до мозга костей. В Израиле с 1990г., работал на заводах Мертвого моря в течение полутора десятка лет в качестве ведущего специалиста. Автор трех книг: «Посредством магии имен», «На Путиловском заводе запороли конуса», «Мне бы шпагу и шляпу с пером». Публиковался в литературных альманахах Иерусалима, Беэр-Шевы, Арада, Филадельфии. Финалист фестиваля «Эмигрантская лира – 2013г.».
Призы международного фестиваля, полученные Германом Гуревичем, говорят о том, что не только «молодым – везде у нас дорога». А вот насчет почета, таки да, равно как и у Василия Ивановича Лебедева-Кумача: «старикам – везде у нас почет». С единственной поправкой – стариком Германа никак не назовешь, несмотря на то, что он, безусловно, был самым пожилым участником финала. Успехов!

Григорий Нисенбойм
Фото автора

Почитать еще

1 021 Просмотров
12 комментариев

12 комментариев to “В Израиль прибыли «Писающие мальчики». Двое из них в Арад”

  1. Шошана Says:

    Публичное отправление малой нужды в древние времена было характерным способом поклонения идолу по имени Пеор (Моав, Мидьян). Он упоминается в Библии. Философия этого культа поразительно напоминала идеологию современных ультралевых: “Что естественно, то не безобразно” – причем под “естественным” подразумевалось не естественное желание людей жить, например, в организованном обществе, хранить семью и пр., а наоборот: “разрушение стереотипов”, другими словами – возведенная в статус объекта поклонения энтропия.
    Не вижу ничего удивительного в том, что этот древний и могучий символ прошел тихой сапой через века и вылез на сцену сейчас – тогда, когда срываются маски… Добро пожаловать. Мы еще встретимся, старый знакомец…

  2. admin Says:

    Публичное отправление малой нужды в наше время обычно связано с недостатком отхожих мест в публичных местах, а в библейские времена их безусловно полным отсутствием.
    Однажды я был свидетелем сценки, когда на городском променаде девушка из небольшой компании, присев возле дерева, воскликнула: “Пусть лучше лопнет моя совесть, чем мочевой пузырь!” А что делать, если туалетов нет, а по обе стороны дороги стена домов. Не думаю, что в этот момент она думала о “разрушении стереотипов” и тем более вряд ли следовала поклонению одному из библейских идолов.
    На счет “Что естественно, то не безобразно”. Вот один из интернет-комментариев на эту фразу:
    “Всевышний сотворил человека, окружающий нас мир (естество) , а все , что от бога, то не может быть безобразным – все прекрасно!!!!!!!!!! С чем Вас и поздравляю”.

    Не потому ли ортодоксы всех религий не стригут волосы и выглядят как Карабас-барабас, ведь “Что естественно, то не безобразно”.
    Думаю не следует в каждой, на первый взгляд, “мерзости” видеть идеологию ультралевых. Их мерзость в другом и поэтому не стоит отвлекаться по мелочам.

  3. Шошана Says:

    Отращивание неопрятной бороды имеет не большее отношение к галахе, чем грязный лапсердак:) Бескультурье и наплевательское отношение к окружающим – это как раз проявление энтропии, с которой Тора должна бороться. В Гемаре написано, что царь должен ежедневно подстригать и укладывать волосы, а коэнов, у которых волосы торчат из-под тюрбана, выгоняют из Храма и не позволяют участвовать в службе.
    Что касается общественных туалетов…
    Один из гордых аргументов анти-религиозных в пользу “выдуманности” Библии – то, что на полуострове Синай, где, вроде бы, ходили миллионы евреев (600 000 только боеспособных мужчин), нигде не найдены горы валяющихся экскрементов. Проблема в том, что эти доктора наук не читали Библии. А в ней написано: “У вас должно быть отхожее место вне лагеря, и только туда выходи [облегчаться], за пределы лагеря. И пусть будет у тебя совок, на поясе твоем: когда ты выйдешь наружу, то откопай ямку, облегчись и закопай свои испражнения, потому что Господь, Бог твой, идет с тобой в стане твоем… Чтобы стан твой был свят, чтобы не было в нем никакой мерзости, чтобы Господь не отвернулся от тебя” (Дварим 23:13-15)
    Поэтому та девушка, которую Вы привели “в пример” – таки да разрушала стереотипы и служила – вряд ли Пеору, но мировой энтропии однозначно. Мои дочки так бы не поступили, даже если бы их били.

  4. admin Says:

    Шошана, в жизни всегда так. Написано мудрецами одно, а люди делают так как придется.
    Я знаком был с разными записными уставами и программами (своего рода отраслевыми библиями). Чем была плоха программа КПССС? На мой взгляд замечательная была программа, как и все утопии созданные человеком. А что было на самом деле? Золотой телец и другие так называемые “человеческие слабости”, зачастую преступные.
    Другой пример “Корабельный устав” Жесткая вещь, но попробуй отклонись. Мало не покажется.
    А в былые времена можно было угодить и за борт!
    Вывод простой – только наличие четкой обратной связи, карающей, по справедливости может остановить большую часть членов сообщества. Но человечество живет не на корабле….
    Я думаю, что Ваши дочки не допустили бы той ситуации, в которой оказалась упомянутая мной девушка. Скорее всего они, в силу своего воспитания, не довели бы дело до острой нужды в несоответствующей обстановки, то есть загодя включили бы свои мозги.

    Шошана, ну почему Вы не главный равин всея евреев. Я бы к Вам записался в ученики.

  5. Шошана Says:

    Главным раввином быть не могу, нескромно:))
    При отсутствии, увы, сыновей – одна надежда на мужа:)))) Или на зятьев.
    А если серьезно, то главная надежда еврейского народа – это такие люди, как Вы. Для которых собственные стереотипы и привычные условности не настолько дороги, чтобы игнорировать чужое мнение и не слышать тех, кто чем-то отличается.
    Обратная связь возможна, но мы ежедневно молимся, чтобы до этого не дошло… Есть пророчество, что если евреи не возьмутся за разум по своей инициативе, то в какой-то момент начнется “обратная связь”… Не дай Б-г.

  6. admin Says:

    1. А жаль!
    2. Спасибо.
    3. Евреи уже один раз пережили обратную связь, вторую Катастрофу нам не надо.
    4. Раз мы такие, а иные – другие, “значит это кому-нибудь надо?!”
    В то время как главный постулат всех религий – в этом мире все происходит по милости божьей, то ответ на вопрос “кому это надо” однозначен для всех верующих. Однако, если другой постулат “Бог милостив” верен, а реки крови за всю историю человечества только увеличиваются, то в чем же заключается милость? Ответ приходилось слышать: “Пути господни неисповедимы” – удобная отмазка при отсутствии внятных аргументов.

  7. Шошана Says:

    Мое объяснение будет звучать так: цель Всевышнего в проекте “человечество”, как я это понимаю из прямого текста ТАНАХа и различных объяснений мудрецов Торы – сделать людей счастливыми в собственную заслугу. Нищему можно дать миллион, он будет рад, но счастлив – не будет. Счастливым может быть только человек, который заработал этот миллион своим трудом, и не просто трудом, а таким, который ему в радость. “Счастье – это когда ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имеют одно и то же содержание”.
    Отсюда вывод: невозможно осчастливить человека, держа его “на коротком поводке”, немедленно наказывая за зло и сразу поощряя за добро. В хороших поступках такого человека его собственная заслуга будет минимальна.
    Поэтому Всевышний ведет себя с человечеством (и с еврейским народом), как с ребенком. Когда ребенок маленький, его обучают, немедленно наказывая и награждая. Это у евреев эпоха хождения по пустыне.
    Потом ребенок немного взрослеет, и от него уже ожидают, что он немного думает своими мозгами. Наказание наступает, но не немедленно и не настолько очевидно. Это эпоха Судей.
    Потом ребенок становится подростком. Он уже отвечает за свои поступки. Ему дают почти полную самостоятельность – но под контролем. Поэтому награда и наказание не наступают в обозримом временном промежутке. Они могут прийти через несколько поколений. В качестве награды еще возможны чудеса, а наказания уже превращаются в катастрофы. Это эпоха царей и еврейской государственности – до разрушения Второго Храма.
    И, наконец, взрослая жизнь… Мама и папа далеко. Человек строит свою судьбу. Его ошибки оборачиваются бедами для него и его потомков, его правильные действия дают плоды в том же или в последующих поколениях. Все имеет причину и следствие, и ничто не исправляется насильно и искусственно “сверху”.
    Есть, конечно, исключения, которые делаются для исключительных личностей.
    Я думаю, мы сейчас находимся примерно в “возрасте” 40-50 лет – возрасте переосмысления жизненных целей и ценностей.
    Мы уже вернулись на Святую Землю и своим потом и кровью, почти без открытых чудес (:-), превратили ее из пустыни в цветущий сад.
    Следующий этап, надеюсь – осмысление и принятие заповедей. Не под палкой, а из сердца и разума.
    Потом мы создадим образцовое общество. Потом станем светочем для народов.
    И только после этого прекратятся реки крови… Не потому, что Кто-то сверху “закроет краник”, а потому, что люди этого больше не допустят.
    А вообще-то на эту тему написаны сотни толстенных книг…:)

  8. Шошана Says:

    По поводу “разности”: у евреев 12 колен, и у каждого колена – свои ворота в Храм.

  9. admin Says:

    По Вашему стало быть “исповедимы” – пути господни?
    Сотни толстенных книг ничего не объясняют – это лишь самовыражение автора/ров.
    По Вашему раскладу, все “чудеса” библейских времен пришлись на детский возраст, а в настоящем – “шутки в сторону!”.
    Не кажется ли Вам, что даже повзрослев, согласно Вашему календарю, десятки тысяч харедим и иже с ними, поездками на Рош а Шана в Умань продолжают культ идолопоклонничества? Таких примеров масса, просто этот, с учетом сегодняшнего дня самый заметный. Или, помнится, когда в Америке умер последний Любавический ребе (действительно великий человек), тысячи харедимок облепили его могилу и несколько дней не отходили от нее, ожидая когда он встанет из могилы машиахом.
    Великий Остап Бендер говорил: “Религия – это опиум для народа”. Другое дело, что все зависит от дозы опиума. Будет ли он лекарством или будет ядом. Последнее мы наблюдаем в виде фанатизма.
    По мне, так, все что “ультра” – коллективный психоз. И не важно на базе какой идеологии.
    Все идеологии – религии (в большей или меньшей степени), а все религии – чистой воды идеологии!
    А на счет – есть ли бог, еврейский он или один на всех, ответ лежит в рамках тезы: “Гюльчитай, открой личико!”
    Однако, желаю всем верующим “Шана това ве матука, ве гмар хатима това!”
    P.S. По поводу “12-ти колен и укаждого свои ворота в Храм”, я бы не распространял этот факт, а то вместо двух-трех главных равинов Израиля на зарплате, получим 12-ть!

  10. Шошана Says:

    Подписываюсь под каждым словом:)))
    По поводу “бреславцев” – посмотрим, куда они поедут на Рош а-шана, когда будет Храм (в Умань или в Иерусалим). После этого можно будет решать, что с ними делать.
    Что касается хабадников-машихистов, то все, кого я до сих пор встречала, были “не от мира сего”, то есть “птурим ми мицвот”
    А “личико” открывается регулярно, надо только заметить. То, что я писала про “возраст”, касается “ашгаха клалит”, но “ашгаху пратит” никто не отменял.
    От всей души желаю Вам в наступающем году стать свидетелем настоящего хорошего личного чуда.
    У меня целый список…
    Например, когда я только решила начать соблюдать шабат (еще в Союзе), вдруг ректор универа издал распоряжение о введении второго выходного (субботы). До этого в субботу были занятия.
    А визу в Израиль я получила на следующее утро после своего первого Йом Кипура. До этого ее не давали, так как я была “молодым специалистом” (т. е. только после окончания универа) и должна была отработать 2 года по распределению. Кажется, в том же году и распределение отменили.
    “Путем, которым человек идет, ведут его”…
    Желаю еврейскому народу в наступающем году аннулирования Министерства религий (и еще десятка министерств, созданных только для того, чтобы дать портфели нужным людям), а Вам лично – “быть записанным в Книгу Праведников”.
    Всего хорошего!

  11. Michael Says:

    Предлагаю для наших скульптуров тему “Какающая девочка”. Успех обеспечен!!!

  12. admin Says:

    Звучит грубо, однако в мире искусств это уже произошло пару дней назад.
    Одна дебильная актриса под звуки гимна сделала это на израильский флаг: https://www.youtube.com/watch?v=6f-4zwsEo7w
    http://www.haaretz.co.il/news/law/1.2474012
    Теперь ее арестовали за оскорбление госсимволики

Написать комментарий